Прокураторы Иудеи: службисты, самодуры и злодеи
На модерации
Отложенный
Иисус из Назарета и Понтий Пилат
После смерти Александра Македонского, последовавшей в 323 году до новой эры, земля Израиля, по меткому замечанию Иосифа Флавия, сделалась похожей на корабль, на палубу которого яростно обрушиваются громадные волны. Семь раз Палестина переходила из рук в руки, и, кто бы ни одерживал победу, страна неизменно подвергалась безудержным грабежам и разорению.
Наконец, Земля обетованная, казалось, окончательно перешла под патронаж птолемеевского Египта. Без малого целый век египетского правления можно назвать достаточно благоприятным временем для иудеев. Цари Египта покровительствовали народу Книги и охотно принимали евреев на гражданскую и военную службу. Кроме того, Птолемеи уважительно относились к еврейским религиозным и культурным традициям и никогда не вмешивались в дела иерусалимской общины, возглавляемой первосвященником.
Однако в самом начале II века до новой эры, после многочисленных военных столкновений, Иудея перешла под контроль сирийских правителей Селевкидов, отстаивавших идею глобальной эллинизации Востока. Подобная позиция властей неминуемо должна была привести к взрыву, что и произошло в период правления печально известного Антиоха Четвертого Эпифана, которого некоторые историки считают первым коронованным антисемитом. Захватив Иерусалим, Антиох попытался сделать из него типично греческий город, Священный Храм превратил в святилище Зевса и упразднил многовековые законы и установления еврейской духовной культуры.
Мощное народное сопротивление, во главе которого стояла семья Хасмонеев (Маккавеев), опрокинуло ненавистный режим чужеземцев, восстановив все традиции Моисеева законодательства.
В то же время, несмотря на долгожданное обретение государственной автономии, правление новой династии оказалось далеко не безоблачным и сопровождалось не только борьбой с внешней агрессией, но и жестоким подавлением массовых народных выступлений.
К тому времени могущественная римская держава, подавив грандиозное восстание Спартака, широким фронтом повела наступление на Восток. Покорив государства Причерноморья и Кавказа, римский полководец Гней Помпей после трехмесячной осады 10 октября 63 года до новой эры штурмом взял Иерусалим. Хотя некоторое время хасмонейские цари еще оставались формальными правителями страны, фактическим хозяином — третьим по счету после Египта и Сирии – сделался Рим. Падение Хасмонеев было спокойно встречено жителями Иудеи, так как, если основатели этой династии являлись героями и подлинными духовными вождями народа, то их наследники слишком часто испытывали народное терпение.
Взамен смещенной династии в качестве своего вассального ставленника римляне возвели на престол идумеянина Ирода. Новый монарх оказался умелым и дальновидным политиком. Искусно лавируя в смертельной схватке за власть, возникшей между Марком Антонием и Октавианом, Ирод сумел добиться поддержки и дружеского расположения обоих римских властителей. Питаемый неутолимым тщеславием, идумеянин фактически сделал страну вполне суверенным государством, расширил и реконструировал Священный Храм в Иерусалиме, очистил дороги от грабителей, заметно снизил налоги, но так и не добился любви и признания сограждан, для которых он всегда оставался пришлым чужаком и лакеем могущественного Рима.
После смерти Ирода император Октавиан Август, не желая передавать столь обширную территорию в управление одному человеку, поделил бывшее царство идумеянина между его наследниками на отдельные области — тетрархии. В частности, Иудея досталась хитрому, но недалекому Архелаю – сыну Ирода от четвертой жены, самарянки Малтаки.
Как и некоторые другие сыновья Ирода, Архелай воспитывался в Риме и являлся убежденным сторонником римской гегемонии в мире. Тем не менее расчетливый император решил не возлагать на голову Архелая царскую корону Иудеи, а ограничился утверждением его в сане этнарха, то есть назначенного правителя. В качестве римского ставленника в Иудее Архелай не проявил особых дарований, действовал довольно бездарно и приобрел множество недоброжелателей. Это обстоятельство решило его судьбу – по прошествии нескольких лет он был смещен со своего поста и сослан в Галлию.
Неспокойная, постоянно склонная к мятежам Иудея требовала явно иного способа управления, и после некоторого колебания Август принял решение назначить туда специально уполномоченного римского чиновника — прокуратора.
Такие разные римские наместники
Термин «прокуратор» в переводе с латыни означает «тот, кто заведует». В эпоху ранней Римской империи прокураторами назывались лица, принадлежавшие к сословию всадников (второму по значимости после сенаторов), в ведении которых находилась какая-нибудь область, заселенная варварским (с точки зрения Рима) элементом.
Несмотря на высокий и ответственный статус, прокураторы не находились в прямом подчинении императора, а формально имели над собой административную надстройку в виде чиновника более высокого ранга, имеющего звание проконсула. В данном конкретном случае область Иудея входила в состав римской провинции Сирии, управляемой проконсулом.
Для того чтобы строптивые иудеи могли сохранять иллюзорную видимость автономии, по решению Августа резиденцию прокуратора следовало размещать не в вольнолюбивом Иерусалиме, а в провинциальной Кейсарии.
Первым римским прокуратором Иудеи считается Колоний (6-9 годы новой эры). Его правление отмечено восстанием известного смутьяна Иуды Галилеянина, призывавшего к созданию в стране теократической республики. В ходе этого восстания несостоявшийся республиканец был убит.
Три следующих наместника Иудеи — Амбивий, Анней Руф и Граций — не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории. В отличие от них, имя пятого прокуратора, вошедшее во все учебники истории, сделалось поистине нарицательным, ибо им являлся знаменитый Понтий Пилат.
Сменив на этом посту своего предшественника Валерия Грация в 26 году нашей эры, с первых же шагов правления Пилат повел себя жестоко и безрассудно. Не учитывая особенности этой страны и не желая вникать в тонкости иудейского мировоззрения, он приказал сохранить человеческие изображения на своих военных штандартах, для строительства водопровода самовольно завладел казной Священного Храма, распорядился вывесить в Храме позолоченные щиты, посвященные императору Тиберию. Его необдуманные, топорные действия приводили к постоянным столкновениям с населением, которые неизбежно заканчивались многочисленными жертвами. Разумеется, наиболее громкую известность приобрело участие прокуратора в судебном процессе и казни основателя христианства Иисуса из Назарета, где роль Пилата до сих пор недостаточно изучена.
Последним, бессмысленно жестоким деянием Пилата явилась расправа над группой самаритян, пришедших искать старинный клад на горе Гризим.
Бесчисленные жалобы на действия нерадивого наместника, поступавшие буквально отовсюду, вынудили его прямого начальника — проконсула провинции Сирия Луция Вителлия отправить Пилата в Рим для разбирательства, после которого тот был сослан в Галлию, где вскоре покончил жизнь самоубийством.
В 37 году новый император Калигула, едва взойдя на трон, принялся осыпать милостями своего приятеля – воспитывавшегося в Риме внука царя Ирода веселого и бесшабашного Агриппу. Новый властитель империи передал под его управление несколько областей Палестины, а после убийства Калигулы сменивший тирана Клавдий сделал Агриппу царем Иудеи, временно упразднив таким образом должность прокуратора.
Когда в 44 году во время праздничной церемонии в честь императора Агриппа Первый скоропостижно скончался, Клавдий принял решение вновь направить в Иудею своего префекта, которым стал Куспий Фад. Этот человек запомнился, пожалуй, одним лишь эпизодом, связанным с подавлением мятежа фанатичных сторонников лжепророка Теуды.
В 46 году Клавдий назначил прокуратором Иудеи будущего известного военачальника, сына главы еврейской общины египетской Александрии молодого Тиберия Александра. Еще в юные годы, порвав с духовными традициями своего народа, новый прокуратор суровой неподкупностью и требовательностью превзошел прежних наместников этой неспокойной страны. В короткий срок сумев преодолеть тяжелые последствия голода, имевшего место в ряде областей Иудеи, Тиберий Александр безжалостно подавил антиримский мятеж, возглавляемый сыновьями Иуды Галилеянина, и приговорил его главарей к распятию.
Комментарии