Латвия стремительно движется к режиму этнической диктатуры

11 мая в Латвии начался первый этап референдума, который формально нацелен на запрет преподавания в государственных школах на русском языке, а реально на закрытие школ с русским языком обучения. Почти над 40 процентами населения республики нависла угроза лишиться права учить своих детей и внуков на родном языке. Под вопрос поставлено право сохранения национальной идентичности почти для одного миллиона человек.
Реальность возникшей общественной угрозы обусловлена тремя факторами. Во-первых, половина русского(в широком смысле этого слова) населения двадцать лет тому назад была принудительно лишена прав гражданства и сейчас не имеет возможности высказать свое мнение на референдуме, на котором, по-сути, решается судьба его национальной эдентичности. Во-вторых, правящая элита на протяжении всех последних двадцати лет упорно воспитывала в массах латышского населения чувство этнического превосходства над «инородцами», в частности убеждала их в том, что латышский язык должен принудительно стать доминирующим во всех сферах общественной жизни, что, в сущности, мы и наблюдаем сегодня. В-третьих, русское население Латвии отчасти парализовано мифами о своей этнической неполноценности, об ответственности за «советскую оккупацию». Эти мифы распространены даже в среде партий, претендующих на политическое представительство интересов русскоговорящего населения Латвии.
Референдум о переводе образования исключительно на латышский язык обучения инициирован оппозиционной национал-радикальной партией «Все Латвии – ТБ/ДННЛ». Однако правящие либерально-националистические партии «Единство» и «Партия зеленых и крестьян» официально не осудили этот референдум, а это означает, что они молчаливо поддерживают его проведение. Во всяком случае, именно они дали «зеленый свет» его проведению. И это вполне логично, поскольку и национал-радикальные и национал-либеральные партии совместно выступают за реализацию проекта «латышская Латвия» и отличаются друг от друга только тактикой проведения принудительной ассимиляции «инородческого», в первую очередь русского, населения.
Референдум о формальном запрете преподавания в школах на русском языке по своей природе антигуманен и антидемократичен. Он нацелен на то, чтобы придать правовую видимость действиям одного этноса по принудительному разрушению духовных ценностей, культуры, языка, институтов воспроизводства идентичности другого этноса. Без преувеличения, на голосование вынесен вопрос о правомерности «мягкого» подавления одного этноса другим – этноциде. При этом, практика этнической дискриминации и этнического принуждения в Латвии стали настолько привычной, что ни правящие, ни оппозиционные партии даже не считают нужным открыто обсуждать давно нависшую угрозу этноцида.
Начало рефередума о переводе образования исключительно на латышский язык обучения означает вступление латвийского общества в новый этап построения этнически иерархизированного общества. Ранее в стране действовал режим «этнической демократии», при котором правящая элита старалась действовать в рамках Конституции и ограничивалась принятием подзаконных дискриминационных актов, организацией дискриминации русского населения на административном и бытовом уровне. Это давало, хоть частичную, надежду русскому населению на защиту своих прав в национальных и международных судах. Теперь Латвия твердо встала на путь установления «национальной диктатуры». Такой вывод напрашивается потому, что выносимые национал-радикалами на референдум поправки прямо противоречат огромному числу статей Конституции Латвии и многим ее международным обязательствам.
Так, нарушается ст.89 Конституции Латвии, обязующая защищать основные права человека, в состав которых по всем международным обязательствам входит и право на сохранение жителями страны своего родного языка.
Нарушается ст. 91 Конституции, в соответствии с которой все люди в Латвии равны перед законом и судом, а права человека реализуются без какой-либо дискриминации. Принятие выносимых партией «Все Латвии – ТБ/ДННЛ» на референдум поправок будет означать дискриминацию русского населения в его праве на сохранение национальной идентичности.
Нарушается статья 95 Конституции, согласно которой государство охраняет честь и достоинство человека. Лишение права обучать детей на родном языке есть прямое унижение чести и достоинства русских людей.
Нарушается ст.100 Конституции, согласно которой каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Свобода получения и распространения информации, выражения своих взглядов включает в себя и свободу обучения детей на родном языке.
Нарушается ст.112 Конституции, согласно которой КАЖДЫЙ имеет право на образование, а государство обеспечивает возможность бесплатно получить начальное и среднее образование. Принудительный перевод учебного процесса в государственных школах на латышский язык приведет к тому, что русские дети не смогут бесплатно получить среднее образование. А ведь согласно данной правовой норме, основное образование является обязательным..
Нарушается ст. 114 Конституции, которая гласит о том, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность. Насильное введение преподавания в русских школах на латышском языке будет означать грубое попрание прав русского населения на сохранение и развитие своего языка, а также подавление их этнической и культурной самобытности, которые невозможно сохранить без официального использования родного языка.
Помимо Конституции Латвии, выносимые национал-радикалами на референдум поправки грубо противоречит духу и букве «Всеобщей декларации прав человека», принятой в соответствии с резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблее ООН от 10 декабря 1948 г., «Международному пакту о гражданских и политических правах» ООН 1966 года, «Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах» ООН, «Конвенции о правах ребёнка» ООН, «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», «Европейской социальной хартии», «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» Совета Европы, «Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования», ЮНЕСКО, а также многим другим международным договорам к которым Латвия присоединилась. Игнорирование вышеуказанных правовых документов явственно показывает моральную и юридическую несостоятельность правящей коалиции.
Правящая коалиция в Латвии изначально должна была признать предложенные партией «Все Латвии – ТБ/ДННЛ» поправки антиконституционными и запретить проведение подобного рода референдума. Однако партии «Единство» и «Партия зеленых и крестьян» это не сделали. Видимо, антиконституционные идеи референудума полностью соответствуют их собственным установкам на усиление в общества этнического неравенства, его закреплению на высшем законодательном уровне.
Логично, что после успешного введения запрета преподавание в школах на русском языке должны быть предприняты шаги по принудительной реализации этой нормы на практике. Это дает основание предполагать, что процесс демонтажа демократического строя в Латвии продолжится и будут введены ограничены на другие основные права и свободы русскоговорящего населения. В связи с этим резко повышается вероятность установления в Латвии этнической диктатуры.
Александр Гапоненко
Комментарии