1939 год: “Плавание обреченных” – назад, в нацистскую Германию

На модерации Отложенный
  • StLouisHavana

В этот день 82 года назад, 6 июня 1939 года, немецкое судно «Сент-Луис» отправилось в обратный путь от берегов Кубы в Гамбург. На его борту находились около 900 еврейских беженцев, пытавшихся покинуть нацистскую Германию. «Сент-Луис» провел в порту Гаваны около двух недель, но сойти на берег смогли лишь 22 пассажира. Остальные участники «Плавания обреченных» были вынуждены пересечь Атлантический океан в обратном направлении.


После погромов Хрустальной ночи, разразившихся в ноябре 1938 года, у евреев Германии исчезли последние иллюзии в отношении своего будущего. Тысячи людей были готовы бежать куда угодно, но ни одна страна не была готова распахнуть перед ними свои двери. Получить въездную визу было крайне сложным делом. Однако пассажиры «Сент-Луиса» сумели обзавестись «специальными разрешениями» на посещение Кубы в качестве туристов. В этом им помог начальник кубинского департамента иммиграции Мануэль Бенитес Гонсалес. За каждую печать в паспорте он положил себе в карман 150 долларов или более того – в зависимости от финансовых возможностей покупателя. Таким образом, Гонсалес, не прилагая особых усилий, заработал баснословную по тем временам сумму – несколько сотен тысяч долларов. Но отчаявшиеся немецкие евреи были готовы отдать последнее, лишь бы вырваться из лап нацистов.

Над стоявшим в гамбургском порту «Сент-Луисом» реял красный флаг со свастикой, а при входе висел огромный портрет Гитлера. 13 мая 1939 года пассажиры, поеживаясь, поднимались на борт корабля. Горький опыт жизни под властью нацистов не позволял им надеяться на приятное путешествие. Однако капитан «Сент-Луиса» Густав Шредер дал указание своей команде относиться к еврейским беженцам, как ко всем остальным пассажирам, и обращаться с ними предупредительно и доброжелательно. Немецкие евреи, успевшие привыкнуть к угрозам и оскорблениям, неожиданно оказались в комфортной обстановке.

Спустя две недели пути «Сент-Луис» приблизился к берегам Кубы. Но местные власти запретили кораблю подходить к причалу гаванского порта, велев Шредеру бросить якорь на рейде. Ни один пассажир не получил разрешение сойти на берег. Как выяснилось, правительству Кубы стало известно о махинациях Гонсалеса, продавшего беженцам туристические визы.

Все выданные им «специальные разрешения» были аннулированы. Одновременно с этим на Кубе начались демонстрации протеста против приема еврейских иммигрантов. За их организацией стояли местная фашистская партия и агенты германского министерства пропаганды, командированные Геббельсом на Кубу еще до того, как «Сент-Луис» покинул гамбургский порт.


Беженцы, отдавшие за билеты и визы последние деньги, были близки к отчаянию. По завершении приятного плавания потянулись томительные дни ожидания. Один из пассажиров корабля, Макс Леве, не выдержав напряжения, вскрыл себе вены и прыгнул за борт. Его удалось спасти и доставить на берег. В результате Леве стал одним из немногих, кому удалось получить убежище на Кубе. Кроме него, сойти на берег смогли еще 22 еврея, имевшие не «специальные разрешения» Гонсалеса, а настоящие иммиграционные визы.

Все это время между Кубой и «Джойнтом» шли интенсивные переговоры о дальнейшей судьбе беженцев. Президент страны Федерико Бру потребовал уплатить за каждого принятого его страной еврейского иммигранта 500 долларов – то есть, более 450 000 долларов за всех. Таких денег у «Джойнта» не было. 1 июня кубинские власти потребовали от капитана «Сент-Луиса» покинуть территориальные воды острова. Шредер выполнил это требование, но в течение еще пяти дней продолжил кружить вокруг Кубы в надежде на изменение позиции Бру. Этого не произошло. «Джойнт» обратился за помощью к США, но президент Франклин Рузвельт отказался увеличить иммиграционную квоту и принять дополнительно свыше 900 еврейских беженцев. В отсутствие выбора, 6 июня Шредер принял решение отправиться в обратный путь и взял курс на Гамбург.

Среди пассажиров корабля царило отчаяние. Практически все они были уверены в том, что по возращении в Германию их ждут тюрьмы и концлагеря. Капитан судна пытался успокоить пассажиров, и даже дал им понять, что скорее посадит судно на мель, чем вернет его в Гамбург. В конце концов, «Джойнту» все же удалось договориться с европейскими странами о приеме участников «Плавания обреченных». 287 человек приняла Великобритания, 224 – Франция, 214 – Бельгия и 181 – Нидерланды. Капитан «Сент-Луиса» Густав Шредер впоследствии был признан праведником народов мира.

Борис Ентин, «Детали»