«Эти выборы могли стать триумфом оппозиции» - Гращенков
На модерации
Отложенный
Почему Москва и регионы живут по закону курятника, почему человек из народа никогда не станет депутатом Госдумы, а судьба «Единой России» на выборах сейчас зависит только от активности людей и как грядущие выборы могли бы стать триумфом оппозиции в России - руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков дал эксклюзивное интервью ИА DEITA.RU.
- Илья Александрович, Вы – авторитетный эксперт в политологии, к мнению которого прислушиваются многие. Внимательно следим за вашим блогом в Telegram, Вы часто пишете о выборах в Госдуму. Расскажите подробнее, чем нынешняя кампания будет отличаться от предыдущих, каковы основные риски для партии власти, много ли новых лиц будет в Госдуме нового созыва?
- Понятно, что кампания-2021 будет отличаться. В 2016 году кампания развивалась на фоне крымского консенсуса, все 4 партии выступили как 4 ножки одного табурета, никто не критиковал ни президента, ни его основную политику. Вся критика ушла во дворы, кампанию проводил Володин. Дума была сформирована по принципу старых аксакалов плюс свежая кровь, определенное количество новых дворовых депутатов.
Понятно, что в 2021 году все по-другому. Нет крымского консенсуса, тем не менее, есть один главный плохиш для власти среди партий – это КПРФ. Это единственная не вождистская партия, она акционерная – в ней до 10 людей, реально принимающих решения. Как бы не хотел Зюганов создать вождистский проект, он не может, а с другой стороны не очень хочет, ведь он понимает, что если полностью ляжет под администрацию, станет не нужен и будет вынужден, как Миронов и Жириновский, ходить торговаться с аппаратом за места.
В силу внутренних противоречий она демонстрирует разную активность: где-то за власть, где-то ребром против. И вся активность кремля направлена на то, чтобы нивелировать, где КПРФ, что называется, отбилась от рук.
Собственно, интрига нынешних выборов состоит в том, насколько удастся, дербаня рейтинг КПРФ, сохранить статус кво 4 партий, или все-таки придется дополнительный рейтинг передавать пятой партии, чтобы не сильно усиливать ЛДПР и эсеров. Тем более, как мы видим, выхолощена практически вся демократическая повестка, как с правого фланга, так и с левого. Внесистемная оппозиция уничтожена. По сравнению с прошлыми выборами, нет никакого противодействия со стороны западного либерального крыла
- Вы недавно озвучивали стоимость мандата в ГД, точнее предвыборной кампании. Очень недешево, надо сказать. Получается, у простого народного кандидата нет шансов?
- На самом деле базовая стоимость кампании 100 млн рублей, а серьезная конкурентная стоит в 2-3 раза дороже. Это деньги на большой аппарат политтехнологов, они должны работать системно, выискивать местные проблемы, проводить встречи с населением, распространять печатные материалы, повышать узнаваемость в СМИ и тд.
- То есть на одной харизме выехать не удастся?
- Если вы - не Алла Пугачева, нет. Вот она всегда сможет взять мандат при условии правильного позиционирования. А если кандидат из народа, вчера никто, а сегодня хочет стать депутатом, то, разумеется, шансов нет, и никогда не было. Чудеса, конечно, случались, но надеяться на них не стоит.
- Как смена депутатов ГД скажется на региональных элитах?
- Интересный вопрос. Есть два разнонаправленных движения: с одной стороны кремль хочет целенаправленно децентрализовать всю систему. А с другой стороны, местные элиты начинают понимать, а чего им от кремля? Раньше хоть денег распределяли, а сейчас значит закон курятника, когда все деньги текут снизу наверх, а все плохое - сверху вниз. В такой ситуации действительно, ну что им делать? Вообще, что обидно, эти выборы реально могли стать триумфом оппозиции. Уникальнейшая ситуация с 1999 года, когда были кардинально низкие рейтинги партии власти, и нажим коммунистов и кого угодно мог бы просто сместить.
И с другой стороны полная импотенция других политических сил и бизнеса, который мог бы вложиться и победить. Одни разучились играть в политику, другие разучились вкладывать деньги в политику. Все готовы вкладывать в конечный итог - в мандат, но никто не готов рискнуть.
- Каковы риски повторить в регионах скандальные выборы-2018-го с победой системной оппозиции?
- Тогда голосовали за любого, лишь бы не ЕР, может и сейчас так бы сработало, но у нас колоссальная проблема, насколько власть в регионах готова фальсифицировать выборы. Для кремля, там бы тоже не хотели, чтобы эти выборы фальсифицировали. Проблема контроля. Но три дня голосования слишком развязывают руки. А с другой стороны расслабляют – ну зачем собирать колоссальные денежные средства на кампанию, если есть искушение решить все неправильными методами.Может быть, люди будут снова голосовать против, но как защитить этот результат?
И второй момент – готовы ли люди вообще голосовать ногами? Если явка будет больше 60%, то, безусловн, ЕР не сможет набрать парламентское большинство. А если люди останутся на диване, и явка будет ниже 49%, как на прошлых выборах, сыграет админресурс, и 50% большинства им обеспечено.
- Справятся ли с задачей дальневосточные губернаторы?
- Думаю что Дальний Восток - самый проблемный для власти регион. Только Чукотка и Камчатка по-военному исполняют план. В Хабаровске Ер ловить нечего, Приморье – изначально сложная территория, у Кожемяко много противников в федеральном центре, сможет он или нет дать нужный результат, непонятно. В Бурятии могут быть сюрпризы, с Сахалином на этот раз, думаю, будут проблемы, Забайкалье тоже достаточно протестное. Получается, все кроме севера, отвязные.
Власть, конечно, привыкла к этому, в конце концов, малонаселенная территория, даже если все проголосуют против, все исправит Чечня и Дагестан.
Автор: Светлана Алеутская
Комментарии
а у нас разве есть оппозиция? конструктивная, радеющая за свою страну?
нет такой. есть госдеповские хайпожоры, а это не оппозиция. это предатели. их не во власть, а на нары
Разве при этом реальное голосование тождественно итоговым результатам?
И кто после этого призывает идти на выборы с объявленным итогом?
Запретить запрет на пересчёт и тогда хоть теоретически можно что то получить в качестве народного волеизъявления на пеньках.