1972 год: теракт японских “красноармейцев” в Лоде
На модерации
Отложенный
В этот день 49 лет назад, 30 мая 1972 года, боевики «Японской Красной Армии» совершили один из самых жестоких терактов в истории Израиля. Прибыв в аэропорт Лод из Рима, они достали из своих чемоданов автоматы Калашникова и открыли огонь в зале прилета, где в этот момент находились около 300 человек.
Террористы стреляли практически в упор – рядом с ними находилась большая группа паломников из Пуэрто-Рико, прибывшая в Израиль транзитом через Париж. Грохот выстрелов перемежался со стонами раненых и истерическими криками людей, пытавшихся укрыться от пуль. Полицейские и сотрудники службы безопасности аэропорта пыталась взять на мушку террористов. Неприцельный огонь в заполненном мечущимися людьми зале мог привести к дополнительным жертвам. Полицейская Юдит Хамо схватила заходившуюся в плаче девочку, которая не могла найти своих родителей, и затащила ее в уборную. Там уже прятались, прижавшись друг к другу, несколько десятков человек.
Спустя две-три минуты все было кончено. За это время террористы успели расстрелять 180 патронов. Они опустошили 6 магазинов – по два на каждого. Одного из террористов застрелили полицейские, другой прижал к груди гранату и выдернул чеку. Куски его тела разлетелись по всему залу. Третьего удалось взять живым. Его задержал сотрудник службы безопасности авиакомпании «Эль-Аль» Ханан Зейтун.
В результате теракта погибли 24 человека: 16 паломников из Пуэрто-Рико и восемь израильтян. Более 80-ти человек были ранены. Вереницы машин «скорой помощи» доставляли пострадавших в больницы центра страны. Среди погибших был профессор Аарон Кацир, лауреат Госпремии Израиля, руководитель отдела изучения полимеров НИИ им. Вейцмана. Спустя год после теракта его брат Эфраим Кацир, тоже выдающийся ученый, был избран президентом страны.
В ходе первого допроса задержанный террорист заявил, что является бойцом «Красной армии Японии», борющейся за мировую революцию. Выяснилось, что обнаруженный у террориста паспорт на имя Намаби Даясаки поддельный, а на самом деле его зовут Кодзо Окамото, ему 24 года.
Будучи студентом Ботанической академии в Токио, Окамото заинтересовался коммунистическими идеями. Он стал встречаться с другими активистами левых движений и ходить на демонстрации, но вскоре разочаровался в перспективах легальной борьбы за установление коммунистического строя. Узнав от своих новых друзей о существовании подпольной «Красной армии», Окамото присоединился к этой организации.
«Красноармейцы» выступали за радикальные методы борьбы с империализмом. Даже риторика маоистского Китая казалась им слишком мягкой, а советских лидеров они называли «брежневскими ревизионистами». Основательница «Красной армии» 25-тилетняя выпускница престижного университета Мэйдзи Фусако Сигэнобу наладила контакт с лидерами Народного фронта освобождения Палестины. Вскоре в Ливан для прохождения боевой подготовки отправилась первая группа «красноармейцев», в состав которой, среди прочих, входили муж Сигэнобу — Цуеси Окудара, а также Кодзо Окамото и Ясуюки Ясуда. Эти трое террористов и устроили бойню в израильском аэропорту.
Теракт, жертвами которого стали десятки невинных людей, вызвал волну осуждения во всем мире. Даже король Иордании Хусейн – лидер страны, формально находившейся в состоянии войны с Израилем, – выразил соболезнования премьер-министру Голде Меир. Отец Кодзо Окамото направил правительству Израиля письмо, в котором принес глубокие извинения за совершенное его сыном преступление. В своем послании он подчеркивал, что японский народ категорически осуждает убийство невинных граждан и «от всего сердца» просил приговорить сына к смертной казни.
Окамото признал себя виновным в убийстве невинных людей, но не выразил никакого раскаяния. В последнем слове он фактически оправдал свои действия. «Исправить мир можно только с помощью убийств и тотального разрушения», — заявил он. Суд приговорил Кодзо Окамото к трем пожизненным заключениям. Тем не менее, он оказался на свободе уже в мае 1985 года в результате «сделки Джибриля». Тогда в обмен на плененных в Ливане израильских солдат из тюрем были выпущены более тысячи террористов.
Борис Ентин, «Детали»
Комментарии
А отморозки есть везде - в той же японии фанатики аум синреке устроили теракт в метро с химией.