Многовекторность возвращается. Белоруссия намерена осуществлять экспорт через украинские порты

На модерации Отложенный

Многовекторность возвращается. Белоруссия намерена осуществлять экспорт через украинские порты

Какие-то совершенно несуразные новости приходят из Белоруссии. Для начала скажем, что официальные органы отказались регистрировать пророссийскую оппозиционную партию Союз, которая выступает за усиление интеграции с Россией. Отказали по формальным причинам.

Впрочем, подобное было для некоторых ожидаемо. Учитывая тот факт, что американские и европейские санкции буквально отбрасывают Лукашенко в объятия России, белорусский президент в свойственной ему манере не мог допустить появление пророссийской оппозиции. Монополия на российский вектор должна принадлежать исключительно Лукашенко. Подобное для нас является неприятным, но объяснимым.

Однако новость, которая пришла из правительства Белоруссии, объяснимой не является. 

Александр Лукашенко

 

Александр Лукашенко

 

На днях прошла встреча Министра транспорта Белоруссии Алексея Авраменко и руководства Белорусского металлургического завода (БМЗ). Официальное сообщение по итогам этой встречи следующее:

Так, Белорусское морское пароходство выразило готовность организовать экспериментальные рейсы по доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия) с погрузкой в Мозыре

Честно говоря, мы даже не знаем, как комментировать подобное сообщение. Сейчас Минск занят тем, что выводить свои грузы из прибалтийских портов. Так, на Усть-Лугу и Санкт-Петербург уже переориентирована часть экспорта нефтепродуктов. Речь идет преимущественно о бензине и дизеле. Имеется вопрос по удобрениям, поскольку российские портовые мощности пока что не позволяют принять данный вид грузов, но подобное станет возможным с 2023 года.

Однако, что касается металлургической продукции, то здесь порты России имеют возможность обрабатывать данные грузы. Вместо того, чтобы работать со своими коллегами из России, официальный Минск предпочитает организовать поставки через Одессу.

И возникает логичный вопрос: чем принципиально отличается позиция Литвы или Польши от позиции Украины? Зеленский, напомним, также не признает Лукашенко.

Белоруссия вместо того, чтобы рвать с Украиной экономические связи, наоборот, пытается наладить сотрудничество с откровенно враждебным государством. Напомним, Киев собирается перенести Минскую площадку по переговорам по Донбассу в другое место. Аргументируется это тем, что Лукашенко является пророссийским и антиукраинским политиком.

Также не стоит забывать о том факте, что Белоруссия снабжает Украину дизелем. Доля дизеля из Белоруссии на украинском рынке составляет от 30 до 50%. Если бы поставок не было, то Украина столкнулась бы с коллапсом на топливном рынке, что обрушило бы одну из главных отраслей экономики - сельское хозяйство. Но для Белоруссии, судя по всему, деньги не пахнут. Впрочем, о топливной теме мы расскажем в следующем нашем материале.

Сейчас же о другом. Подобная политика Минска показывает, что Лукашенко старается оставлять себе маневры, надеясь на то, что поддержка Запада возобновится. Сейчас у Лукашенко нет вариантов: он обязан подписать дорожные карты по интеграции, поскольку своим сохранением своего положения обязан исключительно Кремлю.

На наш взгляд, в этом вопросе позиция Москвы полностью оправдана. Россия не способна проводить цветные революции, либо оборачивать их в свою пользу. Исходя из этого, надеяться на то, что в случае ухода Лукашенко на его место пришел бы пророссийский политик, было бы нецелесообразно. Поэтому стратегический курс на поддержку Лукашенко с целью подписания им дорожных карт по интеграции является верным.

Тем не менее, Лукашенко все же пытается искать варианты. Изначально было понятно, что он будет это делать. Запад, конечно, допускает очень большую ошибку, отказываясь работать с Лукашенко. Белорусский президент с радостью бы снова начал играть в многовекторность. И тогда на границах России возник бы еще один очаг напряжения.

Тем не менее, пока что движение в пользу России, пусть медленное, но есть. Посмотрим, как будут развиваться события дальше.