Академик Аганбегян о том, как мы проходим коронакризис

На модерации Отложенный

     

Годовой доклад «О состоянии конкурентоспособности экономики России в 2020 году и ее влиянии на развитие отечественной промышленности» 4 июня представил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин. В ходе дискуссии с тезисами об итогах прохождения Россией пандемии выступил академик А.Аганбегян. Он назвал их противоречивыми. Почему - объясняется ниже.  

      Развитие экономики сдерживается конкуренцией со стороны государственных и олигархических структур. Мы создали экономическую систему, где нет рынка капитала. отметил ученый. За 30 лет наш ВВП вырос на 15%, прежде всего за счет 8-кратного повышения цен на нефть в 1999-2008 годы, а промышленность не достигла советского уровня. Ее доля в ВВП – менее 30%. Новая глобальная угроза – декарбонизация. Нельзя ее недооценивать, а как мы ей будем противостоять, пока неясно.

      Коронакризис впервые поставил мир перед очень жесткой дилеммой: или мы стараемся поддержать экономику, или спасаем жизни людей. В обычном экономическом кризисе такого выбора не встает. Большинство стран, и развитых и развивающихся, сделали резкий крен в сторону сохранения жизни людей и их доходов. В Японии и Германии, которых пандемия затронула меньше, чем Россию (по числу заболевших и умерших), снижение экономики гораздо больше, чем у нас.        Вторая волна пандемии в РФ была в 3 раза мощнее первой.

Мы - одна из стран, которая не использовала локдаун, с 1 сентября отправили учащихся в школы и вызвали вторую волну. Если грубо, принесли в жертву экономике сохранность народонаселения, показатели здоровья, продолжительность жизни, социальные показатели, прежде всего, доходы и потребление. С 2013 года они упали на 15%. Коэффициент неравенства более 15. 

      Банковские активы увеличились в 12 раз. Мы в тройке лучших среди 20 стран по экономическим показателям прохождения пандемии, но худшие по смертности. Она катастрофически выросла, на 500 тысяч человек. Рост с мая 2020 года, по Росстату. До этого она ежегодно уменьшалась на 30 тысяч. А что может быть ценнее жизни?

      По оценкам академика Аганбегяна, ущерб ВВР от пандемии составил 3 триллиона рублей, а от излишней смертности – 6 триллионов. И даже более с учетом того, что 15% зараженных болеют тяжело и получат отдаленные последствия для здоровья. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, это главный показатель ВОЗ, в Москве снизилась на 3 года. При этом по уровню финансирования здравоохранения РФ 120-я в мире.

      У нас появилась первая вакцина от коронавируса, теперь их несколько, но по числу привитых она на 50-м месте в мире. На середину мая провакцинировано 13% населения. В Англии на днях будет 50%, в Израиле – почти 100.

      Главная задача сегодня - социально-экономический рост. Иначе не восстановить сохранность народа.

 

Источник: РАНХиГС