Дорогая демократия
Дорогая демократия

Анна Очкина, социолог
Впереди выборы в Госдуму. О желании попасть в парламент уже заявили музыканты, актёры и даже разные фрики, не говоря уже о действующих депутатах. Такое желание понятно: депутатская зарплата, привилегии, непыльная работа. Когда-то депутатам Верховного совета СССР не платили денег. Почему бы не вернуться к этой практике?
Как говорят некоторые остряки, считать чужие деньги некрасиво, но интересно. Всем любопытно, сколько же получают, например, депутаты Государственной думы. Источники утверждают, что суммарно окладом и бонусами среднему депутату перепадает 400 тыс. рублей, что почти в 10 раз больше официальной средней зарплаты по стране. А есть ещё и куча неденежных бонусов, перечислять которые устанешь.
Хотя почему бы и не посчитать депутатские доходы? Ведь деньги им платим мы, россияне. Это налоги, которые мы отдаём, и часто совсем не для того, чтобы содержать депутатов. Неудивительно, что граждане возмущаются, говоря, что в гробу видели всю эту демократию, при которой приходится кормить такую ораву. И эти комментарии – лучший показатель того, что граждане не видят связи между тратами на демократические институты и собственно демократией.
Денежное вознаграждение работы представителей исполнительной власти – хорошее подспорье для демократии, обеспечивающее независимость депутата от необходимости искать источники дохода. К тому же отсутствие зарплаты автоматически отсекает людей, которые могут заработать только наёмным трудом, а это большинство граждан. Так что не будет у депутатов зарплаты – к власти пройдут только богатые.
Однако беда в том, что сытые и довольные депутаты – отнюдь не залог демократии. Высокая зарплата, власть и привилегии способны обеспечивать «слугам народа» образ жизни, недоступный на других позициях, что превращает выгодную должность в самоцель. А привилегии, ревностно охраняемые самими их владельцами, уничтожают бескорыстное служение обществу как мотив депутатской деятельности. В итоге выборные должности легко превращаются в избранные, чему способствует сама власть, стараясь затруднить контроль народа над собой, даже сделать его невозможным.
С другой стороны, а что же народ? Где массы волонтёров-наблюдателей, готовых тратить время на охрану чистоты выборов? Где объединение избирателей против принуждения к голосованию? Да и свой выбор граждане делают часто по принципу «нравится – не нравится», не задумываясь о последствиях. Да, практически не работают механизмы отзыва депутатов, но много нашлось бы граждан, готовых тратить усилия на изгнание из парламента своего нерадивого избранника?
Да, демократические институты запутанны и несовершенны, да ещё и трачены коррупцией. Один из изъянов существующей у нас демократии – пассивность граждан. Понятно, что причин у неё много и в других условиях гораздо больше людей участвовало бы в общественной жизни. Но – что имеем. Демократические механизмы чинят и заводят ответственные и инициативные граждане. Стать и быть таким гражданином трудно. Но возможность влиять на свою жизнь в своей стране – вознаграждение, стоящее любых усилий. Демократия – дорогое удовольствие, одними налогами её не оплатишь, она требует времени, сил, смелости, убеждений и, как показывает наша нынешняя действительность, порой даже жизни.
Анна Очкина
Комментарии
Аристотель тоже не считал демократию хорошей формой правления. Особенно, когда она принимает такие формы, как охлократия (власть толпы).
Кстати, знаете кто такие идиоты? В древней Греции идиотами называли тех, кто не ходит голосовать.