Алексей Рощин. Охрана здоровья в Конституции РФ и наяву

 

В пылу споров вокруг ковида и вакцинации мне пришло в голову сделать странную вещь – заглянуть в Конституцию РФ.

Согласен – смешно.

 

Но захотелось посмотреть, что скажет Основной Закон в ответ на революционное предложение испуганных ковидом – запретить оказывать бесплатную медицинскую помощь тем, кто НЕ прошли вакцинацию, но все же заболели ковидом.

 

В переводе это, видимо, означает, что злостно отказавшимся от вакцин надо НЕ давать кислород, когда они задыхаются – поскольку никакого "лечения от ковида" все равно НЕТ.

 

И что же?

Читаем:

 

«Статья 41 Конституции Российской Федерации.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

 

Вон оно как!

 

Признайтесь, друзья, что вы, как и я, видите эту статью впервые в жизни.

Удивление мое не знает границ.

 

Ну, во-первых – сразу понятно, что все предложения типа "НЕТ вакцины – НЕТ медпомощи" незаконны; отказать в медпомощи "в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" нельзя – это совершенно недвусмысленно следует из текста Конституции.

 

Другими словами, закон об отказе невакцинированным принять можно – но для этого надо поменять сначала саму Конституцию.

 

Как говорится, давно на пеньках не голосовали!

 

Ну а второеболее широкое недоумение: как в свете статьи 41 Конституции выглядят все эти бесконечные призывы в СМИ и на билбордах "Давайте соберем девочке Маше на операцию"?

 

Прямо ведь пишут: если девочке Маше (мальчику Пете) НЕ сделать операцию в течение стольких-то дней, он (она) умрет!

Счет больницы заждался вашего перевода!

Врачи замерли в операционной, потеют в масках – не начнут, пока не увидят ваши деньги на счету!

 

Странный, конечно, вопрос, но... А как же Конституция?

 

Спасти от смерти – это разве НЕ "оказать медицинскую помощь"?

 

Просто интересно – а как государственные юристы выворачиваются из этой очевидной коллизии?

 

Что-нибудь из области откровенной демагогии – типа "оказать медпомощь" понятие растяжимое, градусник поставил – уже "медпомощь"?

 

Но это ведь дешевка – применять такие толкования к Конституции, словно она договор, подсунутый мошенниками со специально максимально размытыми формулировками.

 

В принципе, если понимать статью 41 буквально – никакая частная медицинская практика в России вообще НЕ нужна: тебе и так, как ее гражданину, должны оказать любую медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения...

 

Кстати тут еще один забавный момент, демонстрирующий, что в РФ к Конституции относятся как к половой тряпке.

 

Вы ведь заметили эту формулировку – "муниципальные учреждения здравоохранения"?

 

В Конституции она есть, а в реальности – уже давно НЕТ.

 

Потому что в РФ федеральным законом все муниципальные больницы, медпункты и поликлиники переданы на уровень выше – субъектам Федерации.

 

Были муниципальные – стали областные.

 

У муниципалитетов, то есть у органов местного самоуправления, просто изъяли функцию здравоохранения.

 

Теперь, если какой-нибудь мэр или глава района вздумает поддерживать в любой форме врачей или медпункты, он рискует загреметь в тюрьму лет на 5 – по статье за "нецелевое расходование средств" (введена при Путине).

 

Вот так и получается – Конституция в одной из основных статей поминает некие муниципальные функции, которые по факту у муниципалитетов давно отобрали.

 

И никого это НЕ мучит – подумаешь, Конституция...

 

Ну а что касается статьи 41 – даже без изучения понятно, что в России эта статья по факту давно дезавуирована судебной практикой и государственными "толкователями".

 

То есть где-то там уже "объяснили", что все формулировки данной статьи НЕ имеют смысла.

 

Если поступать честно – в июле прошлого года ее должны были бы отменить вовсе, чтобы НЕ мозолила глаза и НЕ внушала гражданам напрасные надежды.

 

Но это было бы непопулярным решением и могло бы помешать гражданам проголосовать за главное – то единственное, ради чего все "поправки к Конституции" вообще были затеяны.

Речь, конечно, об "обнулении сроков".

 

Поэтому статью 41 оставили торчать бельмом на глазу.

 

Благо, граждане свою Конституцию все равно НЕ знают и НЕ читают; они ее НЕ принимали, они за нее НЕ боролись, они понятия НЕ имеют, что там и зачем.