Неожиданные причины арабской политической революции в Израиле

Второй раз за год политический шанс израильских арабов пришел и ушел.

Первый раз это было в марте 2020, когда «Объединенный список» набрал 15 мандатов и неожиданно стал важным игроком в израильской коалиционной политике.

Второй раз – в марте 2021, когда Мансур Аббас заявил, что его партия РААМ даже может войти в правительство под руководством Биньямина Нетаниягу.

 

Оба шанса пролетели, и арабские партии все еще в оппозиции, но силы, создавшие эту политическую революцию, остались.

Судьбоносное решение многих арабских лидеров отказаться от своей старой позиции партий протеста в пользу прагматизма имеет глубокие корни в изменениях, идущих в арабском обществе.

Они вовсе не мимолетное явление, и израильским евреям придется осознать эту новую реальность.

 

Когда евреи – включая тех, у кого самые лучшие намерения – говорят об арабском меньшинстве, это почти всегда окрашено в негативный цвет.

Уровень бедности в арабском секторе в 2018 году дошел до 50 процентов – втрое выше, чем у евреев.

Арабские города в подавляющем большинстве находятся в самой нижней части социо-экономической классификации.

По уровню преступости в 2019 году на арабских граждан пришелся 61 процент всех арестов – почти втрое выше их доли от всего населения, что стало резким скачком в сравнении с 54 процентами в 2015 году.

 Объяснением роста преступности может быть растущее число молодых арабов, которые не учатся и не работают, в соединении с огромным количеством нелегального оружия в арабских городах и деревнях.

 

Правительство начало сокращать  разрыв в государственном финансировании, предназначенном для арабского сектора и остального Израиля, утвердив пятилетний план социального развития и трудоустройства.

Но прогресс на этом направлении невелик частично из-за того, что арабские муниципалитеты, призванные воплощать этот план, не обладают административными способностями для эффективного расходования бюджетов, которые оказались в их распоряжении.

 

Это – серьезные проблемы, но они преуменьшают намного более важную демографическую тенденцию: растущий арабский средний класс.

Арабский средний класс еще намного меньше, чем еврейский средний класс, по оценке Банка Израиля у 22,6 процента израильских арабов доход после уплаты налогов составляет от 75 до 125 процентов медианного чистого дохода на душу населения в стране в 2016-2018 годах.

Это на 15,9 процента выше, чем в 2007-2009 годах.

Еще 6 процентов принадлежат к верхнему среднему классу (125-200 процентов медианного дохода) в сравнении с 5,4 процента в предыдущий период.

 

Это полностью сочетается с возросшим числом арабов, поступающих в колледжи.

За последние 12 лет доля арабских студентов, поступивших в израильские колледжи и университеты, почти удвоилась, дойдя до 17,2 процента.

Намного больше из них (104-процентное увеличение с 2012 по 2018 годы) получают дипломы в сферах, связанных с хайтек, где в сегодняшнем Израиле больше всего денег и престижа.

Среди технического персонала число израильских арабов тоже удвоилось – увы, пока всего до 2,1 процента от общего числа.

 

Одна из причин роста среднего класса в уменьшении уровня  рождаемости израильских арабов, что отражает очевидный факт: все больше арабских женщин получают высшее образование и идут работать.


Но если заглянуть глубже, это отражает изменение в жизненной позиции – у них крепнет желание получить те же материальные блага и возможности, которые предлагает буржуазная жизнь.

 

Общие контуры этого сдвига были очевидны уже давно и они объясняются простой экономикой.

Израиль разбогател – он стал настолько богаче и имеют гораздо больше возможностей, чем арабы могли бы ожидать почти во всех арабских странах за исключением дюжины княжеств в Персидском заливе.

Разбитые надежды «арабской весны» только подчеркнули все преимущества жизни в Израиле.

 

Но чего хочет этот средний класс?

Аббас сказал это сам вскоре после выборов: «Я, Мансур Аббас, член «Исламского движения», араб и гордый мусульманин, протягиваю руку … чтобы создать возможность для сосуществования в святой и благословенной земле последователей трех религий и обоих народов».

 

Не менее важно то, чего он не сказал – ни слова о палестинцах или двух государствах, законе о национальном характере государства или культурной автономиии – любимых темах израильско-арабских политиков.

 

Аббас сконцентрирован на том, чтобы добиться материально-практических достижений для своего электората, который хочет лучших школ, лучшей инфраструктуры, лучшего управления, лучшего медицинского обслуживания и всего остального, что может дать правительство.

 

 Как показал недавний опрос, чтобы получить все это, три четверти израильских арабов поддерживают идею арабской политической партии, которая присоединится к коалиции и получит место в кабинете министров.

Получение места в правительстве означает, что за вашими интересами будет кому присматривать.


Израильские евреи казалось бы должны приветствовать эти перемены, но, как показала последние переговоры о формировании любой  коалиции   с участием арабских партий, это будет нелегко.