Почему левая интеллигенция обижена на классиков марксизма.

                                   Почему левая интеллигенция обижена на классиков марксизма.      

   Прежде чем говорить о интеллигенции, необходимо прояснить предмет разговора, что представляет собой данная часть общества. В печати можно встретить широкий диапазон определения этой категории людей, от выспренно возвышенной, вроде «духовного пастыря народа» до крайне уничижительных оценок повторять которые даже неудобно. Очевидно, что считать признаком интеллигенции ее образованность в современных реалиях нельзя, потому что достаточно высокий уровень образования, особенно в настоящее время, могут иметь представители любых других классов и социальных групп. Нельзя отрицать, что интеллигенция осуществляет целесообразную, сознательную деятельность, направленную на удовлетворение определенных потребностей человека и общества, то есть интеллигенция трудится. В то же время, также очевидно, что труд интеллигенции имеет свои особенности, в сравнении с трудом тех же рабочих, а интеллигенция занимает свое место в общественном производстве и жизни общества.

   Мы не будем рассматривать часть общества, которая не трудится, которая ведет паразитирует на общественном организме. Такие люди есть, как на дне общества (уголовники, бродяги и другие деклассированные элементы), так и в элитных кругах общества (живущие, не работая, на ренту с земли и капитала, или за счет своих родителей и супругов). Рассмотрим только основную часть общества занятую общественно-полезной деятельностью, то есть ТРУДОМ. 

  Принято противопоставлять труд умственный труду физическому. Однако, если кто трудился, тот заметил, что буквально любой труд состоит из разных составляющих: умственная, физическая и творческая. Даже дворник, подметая двор, составляет в голове план работы (с края начать или с середины, взять жесткую метлу или помягче и т.д.), может подойти к работе творчески (замести мусор под лавку), а работа представителей некоторых интеллигентных профессий сопряжена со значительными физическими затратами, например, скульптора, артиста балета, гораздо большими, чем, например, у машиниста локомотива или у летчика транспортного самолета, которые относятся к рабочему классу. Часто рабочий класс определяют, как наемных работников, продающих свою рабочую силу и создающих эксплуататору прибавочную стоимость, что конечно верно. Однако и основная часть интеллигенции также является наемными работниками, продающими свою интеллигентскую силу, которых часто не меньше, чем рабочих эксплуатируют и отнимают прибавочную стоимость их труда. Например, продюсер забирает львиную долю доходов артистов, издатель, подсадив литератора на кабальный договор, наживается за счет продажи произведений автора, оставляя ему скудный гонорар. Различие между рабочими и интеллигенцией заключается в объекте их труда. Объектом труда рабочего являются материальные вещи, предметы, сооружения, добыча, строительство, переработка, производство изделий и средств производства, их перемещение, подготовка к реализации и выдача покупателю, ремонт, обслуживания и т.д. Основным объектом труда интеллигенции является мозговая деятельность человека, мысль, идея, информация, ее переработка, доведение до потребителя и т.п. Интеллигенцию принято делить на управленческую, информационную, творческую, куда входит культурная (связанная с искусствами), образовательная и научно-техническая.

  Нетрудно заметить, что деятельность буржуазии, участвующей в управлении своими активами и капиталами, абсолютно соответствует труду управленческой интеллигенции. Однако на классы люди делятся не по содержанию своего труда, а по отношению к собственности, по месту в общественном производстве. Та часть интеллигенции, которая имеет частную собственность, является носителем экономической или политической власти над другими людьми, сама является частью буржуазного класса, буржуазией.

  По всей правде жизни мы видим, что верхушка интеллигенции по получаемой ими доли прибавочной стоимости, часто сама имеющая капиталы и частную собственность, уже не являются интеллигенцией в полном смысле слова, они уже перешли в класс буржуазии, однозначно, стоят на позициях буржуазии и являются ярыми сторонниками капиталистического строя. Кстати, буржуазный класс на постсоветском пространстве почти целиком вырос из управленческой и научно-технической советской интеллигенции.

  Ну это верхушка, а подавляющая часть интеллигенции является все же наемными работниками, подвергаются эксплуатации со стороны буржуазии и часто по уровню жизни даже уступают наиболее квалифицированным представителям рабочего класса. Поэтому интеллигенции свойственна определенная левизна политических взглядов, часто встречается сочувствие социалистической идее. Однако, промежуточное положение между основными экономическими классами буржуазного общества, между рабочими и буржуазией, индивидуальный характер труда, профессиональная и идейная связь с буржуазной верхушкой интеллигенции, постоянная надежда выбиться, как они в буржуазную элиту, роднит интеллигенцию с мелкой буржуазией, определяет шатания и двойственность их общественно-политических позиций. Основным мотивом взглядов левой интеллигенции является неудовлетворенность своим местом в обществе, как в материальном, в моральном плане, так и по уровню удовлетворения своих общественных амбиций.

Одна часть отчаявшись выбиться в верхний эшелон интеллигенции и стать по уровню доходов и положению в один ряд с правящим буржуазным классом, готова критиковать власть и элиту с левых позиций, тем более они склонны замечать, что те в элите, по всем статьям уступают им, единственным в своем роде гениям, и по интеллекту, и в профессиональном плане, и по другим человеческим качествам. Этак их неудовлетворенность своим положением, возмущение крайней несправедливостью по отношению к ним, часто толкает их на путь активного противостояния власти (куда они мечтали, но не смогли попасть), в том числе и в левые, социалистические организации, где они могут порой занять довольно высокое положение, частично удовлетворяющее их амбиции. При этом, их меньше всего возмущает несправедливость к угнетенным людям, борьба для них лишь средство занять высокое положение хотя бы в части общества. Ярким примером такого интеллигента был Лев Троцкий. Большинство такого рода интеллигенции, пришедшие в социалистическое движение, в глубине души продолжают сохранять свои иногда тайные мечты о буржуазной жизни, преклоняются перед достижениями буржуазии, несколько брезгуют низшими классами, путь к социализму видят в сотрудничестве с буржуазией, через постепенную социализацию капитализма, в их основе лежит мелкобуржуазная идеология. В России к ним относились меньшевики, которым в Европе соответствуют социал-демократы. Именно на такие позиции перешла с середины 50-х годов КПСС, на них же стоит ее наследница КПРФ. КПРФ – это современные меньшевики. Если бы власть вовремя включила таких людей в свои ряды, не стали бы они пламенными революционерами. Интеллигенция в глубине своей психологии даже через несколько поколений часто сохраняет связь с общественным классом, из которого она вышла, в России, чаще всего крестьянским. Интересами крестьянства, деревни окрашиваются и представления этих интеллигентов о социализме, идущие от мужицкого представления о справедливой жизни. Таким был социализм народовольцев и эсеров, довольно широко распространены такие представления о справедливости и у современной интеллигенции.

  Знакомство интеллигенции с марксизмом, с трудами классиков марксизма, с потрясающим по научной обоснованности и логике марксистским философским учением, которое единственное, доказательно способно объяснить явления общественного развития, не могло не привлечь к себе думающих людей и принять в основе это учение, а многих принять участие в марксистских кружках и организациях. Однако есть в марксизме одно положение, которое интеллигенция воспринимает с большим трудом, и даже с внутренним возмущением и обидой на классиков, это учение о руководящей роли рабочего класса. В эсеровском и всех других социализмах интеллигенция оставляла только за собой руководство темными массами трудящихся, которых они убедят или заставят строить «свое» светлое будущее. Как могли Маркс и Энгельс так несправедливо отнестись к интеллигенции, носителям знаний и культуры, предпочесть им, таким умным, этот грубый, темный народ с грязью под ногтями. Как они могут руководить. Тем более, если взять рабочего, оторвать его от работы по своей профессии и поставить на руководящий пост, он по существу, перестает быть рабочим, а становится управленческой интеллигенцией, часто бюрократом похлеще слюнявых интеллигентов. Вроде, после смерти создателей марксизма, интеллигенция поправила немного ошибки классиков, взяла процесс в свои руки, подкорректировала марксизм, но тут явился бойкий выскочка Ленин, который вновь на вершину благородной борьбы за свободу и справедливость поставил рабочих, а интеллигенцию, к которой, кстати, принадлежал и сам, костерил и оскорблял самыми последними словами.

  Самое интересное, что и современная левая интеллигенция сохраняет эту обиду на классиков Марксизма и также, как более ста лет назад, тужится «творчески» подойти к марксизму, с «современных» позиций. Одни считают, что именно ставка на неотесанных работяг и привела к гибели советский социализм. Другие, слишком сильно уважая классиков, придумали как интеллигенцию саму втиснуть в ряды пролетариата, придумали замечательный термин «пролетарии умственного труда». Михаил Делягин, как-то выступая перед слушатели на своем сайте, заявил, что большевики, в целом, задумали хорошее дело, только вот не на тех поставили, «надо было ставить не на работяг, а на ИТР», т.е. на управленческую интеллигенцию. Только вот какой казус уже был в истории, именно управленческая, партийно-хозяйственная интеллигенция уже брала власть в свои руки после смерти Сталина и отменила «дурацкую» диктатуру пролетариата, заменив ее «общенародной» властью. Однако Великий Ленин не зря много раз указывал, что любая «общенародная власть» приводит к диктатуре только буржуазии, что закономерно, чисто по марксизму и произошло в СССР. Ну не может без Диктатуры рабочего класса получиться ни социализм, ни коммунизм. К сожалению, у значительного числа левой интеллигенции не хватает интеллекта, чтобы уяснить простую мысль: Без Диктатуры рабочего класса всегда получается КАПИТАЛИЗМ.