Сталинизм: Ленин

Ленин…
Ленин был гением и тот факт, что свой гений он использовал почти всегда во зло - не отменяет самого факта его гениальности. Ленин совмещал в себе две способности, которые обычно считаются несовместимыми. С одной стороны – он был гениальным политическим тактиком, остро чувствующим момент и умело маневрирующим ради достижения цели. Ленин удивительно чувствовал момент и попадал в него, он делал то что хотела в этот момент озверелая толпа, в которую превратился после трех лет войны и бардака народ. Но с другой стороны – он был и отличным стратегом, понимающим обстановку и умело использующим ее в своих интересах. Понимал ли он когда выступал за подписание Брестского мира, что для Германии это будет отсроченное поражение, а основные державы Антанты никогда не согласятся с тем чтобы оставить Германии на Востоке огромные завоеванные ею территории. Понимал ли он, что многочисленные националисты – сотрудничеством с Вторым Рейхом примут на себя первородный грех и уже через несколько месяцев превратятся в глазах простых людей в прихвостней оккупантов? Знаете… если кто это и понимал – то это Ленин. Ленин обманул Германию, подсунув ей ворох проблем вместо поставок хлеба и искалечил исторический путь доброго десятка стран, надолго, если, не навсегда закрыв вопрос об их независимости. Потому что в таких странах как Украина или страны Прибалтики – национальная элита родилась и состоялась не как герои битвы за независимость – а как прихвостни оккупантов, подносящие хвосты немцам, отбирающие зерно у крестьян, расстреливающие, сжигающие целыми деревнями, участники этнических чисток, геноцида, военных преступлений. Историческая память об этом сохранится навечно, и народ никогда до конца не признает такую элиту, а элита, отягощенная такими грехами – никогда не будет до конца уверена в своем праве. И как ни странно – Ленин в этом случае действовал в интересах России, даже ненавидя ее.
Но у Ленина были еще две черты характера делающие его по-настоящему уникальным.
Ленин был смелым. Но это не была смелость зэка, бросающегося с заточкой на конвоира, это была другая смелость.
Бывают два вида смелости. То о чем я сейчас говорю – смелость от безысходности. Ее в России и раньше хватало, а сейчас в особенности – и право, не стоило бы сейчас США играть с нами в игры, ведь получить можно не кулаком в лицо, как в честном английском боксе – а заточку в печень. Если нет выхода – ты очертя голову бросаешься вперед, и будь что будет. Но смелость Ленина была другой. Это была смелость сильного, уверенного, самодостаточного человека, уверенного в праве делать то что он делает и в правоте того что он делает. Такой смелости в России, к сожалению практически нет. Те, кто ею обладал – были уничтожены, кто во время репрессий в ГУЛАГЕ, кто в войну. А остальные – сгинули в послевоенное время, когда «ты начальник я дурак» стало нормой и «служить бы рад, прислуживаться тоже» - тоже. Не знаю, понимал ли Сталин, что он делает – но именно он, пропустив весь народ через мясорубку страха, создал основной человекотип позднего СССР – человека лукавого. Человека, который колеблется вместе с генеральной линией партии, но ни во что по-настоящему не верит, который не читал, но осуждает, который всегда держит фигу в кармане, но никогда не упустит своего. В основе создания этого человека – Сталин и его террор. Просто люди ко всему привыкают – привыкли и к этому. Потом Сталина не стало и террора не стало – а люди остались.
Смелость Ленина – это смелость свободного человека. Величайший парадокс на этой части суши – земля российская, государство Российское, которое считали тираническим, самодержавным, где не было ни нормального парламента, ни ответственного перед ним министерства – рожало людей с удивительной внутренней свободой в душе. А советское государство, по конституции одно из самых свободных и прогрессивных в мире – плодило людей с рабской душой. Под бравурные марши – ломались кости и гремели револьверные выстрелы в подвалах, а народ осваивал науку трех «У». Угадать. Угодить. Уцелеть…
Смелость Ленин проявлял многократно, это была одна из основных черт его характера. Когда он вообще пошел в революцию. Когда он пустился в путь через Германию чтобы приехать в Россию – он понимал, что его могут и убить. Когда он демонстративно по приезде отказался от самого просто пути – идти вместе с социал-демократами. Когда он выкрикнул: «Есть такая партия!». Когда он брал власть в Октябре – а он понимал что его должны были убить, я еще расскажу об этом. Много раз он проявлял смелость и после 1917.
Смелость Ленина проявлялась и в том что он единственный из российских политиков своего времени был готов сделать именно то что хотят люди.

Можно конечно много критиковать то что они хотели, и сомнительно вообще что они оставались людьми, это была бешеная толпа. Но разве не доблесть политика делать то что хотят его избиратели и то что он обещал им? У нас после Ленина - практически и не было политиков, которые выполняют желания избирателей. У нас как - избрался и твори что хочешь, а потом или попиаришься или свалишь с наворованным.
Второе качество – это его маневренность. Обычные люди – цепляются за свои заблуждения, даже когда видят, что это именно заблуждения, и что ничего хорошего они не принесут. Ленин мог менять курс по несколько раз на день чтобы прийти к цели – но это не была беспринципность, потому что цель у него была, и единственным принципом было – дойти любой ценой. Когда Ленин увидел (это уже 20-21 годы), что продолжение политики военного коммунизма угробит и большевиков и страну, он не колеблясь украл у меньшевиков программу и начал воплощать ее в жизнь. Вот в этом вот кстати Ленин и Сталин были полными противоположностями. Сталин никогда не умел маневрировать, он был догматиком и умел идти к цели любой ценой и с любыми жертвами. Но Ленин каждый день сверялся с картой и уточнял курс, он был критичен к самому себе, к дальним целям, к ближним, он без колебаний отбрасывал устаревшее и придумывал новое на ходу. Сталин так никогда не мог. Он был догматиком и человеком упертым, идя к цели он не сворачивал и ничего не придумывал (не мог), а топтал все что находится на пути.
Вот такой вот панегирик Ленину. Были ли у него отрицательные черты характера? Еще бы.
Бесчеловечность. Если Сталин был по-звериному жесток, то Ленин был бесчеловечен во всем что он делал. Ему было наплевать на то сколько людей погибнет в том или ином случае, он просто не принимал это в расчет, не мыслил этими категориями. Марксист, он мыслил категориями классов, судьба отдельного человека его никогда не волновала. Это кстати не значит, что он был глух к страданиям людей вообще как Сталин – когда он вводил НЭП, причиной было то что он единственный из всей большевистской верхушки понял: всё! Военный коммунизм кончился, он не работает, из-за непрекращающихся восстаний крестьян и действий спекулянтов прочность системы на пределе, а если к ним сейчас присоединятся и рабочие со своими забастовками, режим рухнет. Есть легенда, что НЭП он ввел после поездки на один московский забастовавший завод. Он был в гриме, его не узнали, и он неузнанный выкрикнул на митинге забастовщиков – вы что, опять Царя хотите? А ему ответили – а хоть бы и Царя, лишь бы пожрать чего было. И Ленин сразу все понял и за одну ночь написал (точнее переписал украденную) программу НЭП. Сталин бы приказал расстрелять ползавода.
Кадровые ошибки. Ленин ошибался в кадрах часто, самая главная его ошибка – это конечно, товарищ Сталин. Но и других хватало. У Ленина, по сути, не было команды ленинцев, и это сильно аукнулось после его смерти. Те люди, которые были в руководстве большевистской партии – это были самостоятельные величины, к тому же сомнительные. Это была скорее банда, нежели команда. Кто там был? Гениальный позер и харизматик Троцкий? Опасный и жестокий, всегда себе на уме Свердлов. Жирный истерик Зиновьев. Ну и Сталин…
Именно отсутствие команды ленинцев – несмотря на то что все клялись его именем, а Сталин называл себя его учеником (ленинизм он извратил) – сделало возможным столь быстрый и фатальный срыв в диктатуру после его смерти. Проблема Ленина была что он в самом деле верил, что учение Маркса – это историческая неизбежность и кто бы ни пришел после него, исторические силы все равно заставят идти его в ногу с марксизмом. Как оказалось, это было очень большое заблуждение – думаю, Ленин не узнал бы партию, очнись он лет через двадцать или тридцать после смерти.
Европеизм. Вот тут Сталин начисто переигрывал Ленина и ленинцев – Россию он понимал очень хорошо, потому что все время провел в ней, лишь изредка и ненадолго выезжая. Ленин же по сути был европейцем и Россию не знал. Думаю, даже он не до конца понимал, что такое Россия, что движет крестьянами, что движет молодежью. Взять хотя бы забытое посещение Ильичом мастерских ВХУТЕМАСа – он спросил у молодежи, вы наверное с футуризмом тут боретесь. А ему ответили – да мы все футуристы, Владимир Ильич. Его письмо после этого – это письмо растерянного пожилого человека, он никогда не понимал, насколько на самом деле повреждены нравы в молодом СССР и как далеко молодежь готова пойти. Европейские революции, даже французская – в вопросе отказа от морали так далеко никогда не заходили.