Строевая подготовка глазами ветеранов

На модерации Отложенный

В  ГП среди комментариев на статью "Парад без парадной формы" обратил внимание на заметку пользователя  Felix Rakhin в которой он с настольгией говорит о строевой подготовке в его бытность в армии. И мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о моей бытности в Красной армии, и о моем, "тогдашем", отношении к строевой подготовке.

По возрасту, я моложе Felix  (ему 80, мне под 70), но это, на мой взгляд, не суть принципиально. За те  десять лет, которые хронологически, разделили нашу с ним бытность в армии, в строевой подготовке заметных изменений не произошло.

Строевой подготовкой я занимался много. Так много шагистики, как у нас в училище ни когда и ни у кого не было. Это я  знаю точно.  Атмосфера была пропитана строем. Тогдашним  любимчиком у большинства курсантов  был командир  одного из  взводов капитан Расюк. Красавчик- высокий, подтянутый. Форма на нем сидела, как на картинке.  Никто в училище так красиво не мог ходить. Знаменную группу всегда  возглавлял он. Других достоинств капитана Расюка, толи за давностью лет, толи по объективным обстоятельствам,  в памяти не осталось…

Надышался я этой атмосферы по самое некуда.  90 ,  130.  Что это?  Да я и сейчас, спустя четыре с лишним десятилетия, могу доложить :  90, это  подъем прямой, вытянутой ноги на 90 сантиметров от земли - горизонтально или чуть, выше ... 130, это 130 , а не 120, как у всех, шагов в минуту...Таким темпом ходили мы, кремлевские курсанты, парадным маршем. Ну и всякие другие «примочки».  Вон, туземцы топчат красную землю, пыль столбом, а продвижения шеренги вперед нет! Потому, что ширина шага маленькая, маленькая.  Ну так, визуально, с каждым  шагом они продвигаются на 30, 35 сантиметров.  Советские гвардейцы шагали гораздо шире – 60 сантиметров. У нас другое дело. Когда  выходили на параде на прямую от исторического музея, так отпускали предыдущую коробку не на одного линейного, а на полтора-два линейных, уж , точно не помню. Но факт, есть факт - к мавзолею мы догоняли впереди идущих , а сразу же  за мавзолеем -наступали на пятки. Почему?  Темп 130 шагов в минуту, а не как у нормальных 120, это раз. Ширина шага 80 сантиметров, а не как у «нормальных» 60, это два. Ну вот, а занимался этой наукой у нас командир одного из батальонов полковник, вот фамилию –то запамятовал. Был он маленького роста, толстый, на наш взгляд, пенсионного возраста и очень злой. Мы его боялись, как огня. Прятались при его виде, кто куда. Но на строевом плацу полковник был живым богом. Откуда эти: 90, 130, 80, два линейных дистанции? Да, это он все рассчитывал теоретически, надо сказать, доходчиво доводил до нас и здорово, красиво показывал на практике. Да старый, скорее пожилой, да толстый, это точно, а как шагал,  как шагал… И 90 он делал, и 130 и все остальное. И опять же, ни в воинских науках, ни в управлении учебной деятельностью замечен не был.

Помню, прошли мавзолей, никого я на нем не рассмотрел, хотя всего третьим был от направляющего- глаза квадратные, только грудь направляющего.

Хряснул в очередной раз по брусчатке правой ногой,  подошва сапога , за исключением каблука, покрыта нержавеющей пластиной толщиной , примерно полтора, два милиметра, врать не буду-давно это было и...поехала моя правая нога вперед...И стал я валиться на правую сторону... И страх меня обуял-сломаю строй, опозорю всю Красную армию перед многочисленными иностранными гостями на трибунах , а они , как пираньи только и ждут чего-нибудь такого…, так и выцеливают своими кинокамерами...Посадят меня, как пить дать. Папа, мама пронеслись перед глазами.  Вцепился намертво в автомат, уперся из последних сил локтем в товарища справа, вот она сила строя!  выстоял, не упал, строй не сломал, перепугался сильно.. начальство ничего не заметило!  Сколько лет прошло, а юношеский испуг помню.

 

В отличии от Феликса, я ни тогда, ни сейчас с придыханием не горжусь строевой выправкой.  При всяком удобном случае, мы избегали строевой подготовки и занимались ею по принуждению.  Как-то, в феврале меня прихватил аппендицит  и после операции по его удалению меня освободили от начинавшейся  парадной подготовки. Не было ни одного человека не завидовавшего мне. Нет, я не против воинских традиций маршировать, тянуть носок…Вреда, конечно, в этом нет.  Пользы, не вооруженным глазом, тоже не вижу.  А то, что красиво быть подтянутым, корректным, думается для умного также естественно, как и дневной свет. И вот, тот полковник воспринимался нами не то , что бы с юмором, скорее саркастически, как досадная обязанность. Как мне помнится, мы не с гордостью, не с блестящими глазами слушали командиров, о том ,что в очередной раз нам не было равных в парадном строю на Красной площади, а по деловому: «…хорошо…так давайте увольнительную, да с ночевкой…» Кстати,  в пред парадное утро, а вставали  в день парада, ни свет, ни заря, ротный был нашим лучшим другом, отцом, матерью- все вместе.

-Петя, Ваня, Витя… (оказывается, и имена знает!)

- После прохождения, праздничный обед и все в увольнение…

После обеда: тащь майор, а че моей увольнительной нет?

- Р.р.р.р.р. я те дам увольнение! У тебя тройка (двойка) по тому-то предмету…

Так, что пиетета не было и нет. И не выродок я был -  не отличник, но и не отстающий в боевой и политической подготовке.  И с товарищами я был в хороших отношениях. Но, вот, хоть убей, демонстрировал мощь вооруженных сил без энтузиазма.

И я не спорю с Феликсом у которого остались приятные воспоминания о строевой подготовке. Его точка зрения  более патриотична. Мое же отношение, человека знающего вопрос изнутри,  к строевой  подготовке несколько отличается от принятого в официальных СМИ. Уважаю чувства Феликса, желаю ему  и дальше получать удовольствие от воспоминаний его занятий на плацу.

Честь имею.