1700 лет – один ответ

На модерации Отложенный

Германия целый год будет праздновать, что живёт с евреями вот уже 1700 лет. Под песни и пляски немцы хотят заверить ещё раз: без евреев они – никуда.

«Юбилейный год – повод заявить, что евреи в Германии – это часть нашего общего “мы”, и что мы будем решительно противостоять тем, кто ставит это под сомнение, – сказал президент ФРГ Франк-Майер Штайнмайер на открытии фестиваля, посвященного 1700-летию еврейской жизни в стране. – Все эти столетия совместной истории, в которой были разные страницы, учат нас одному: Германия может быть тем, чем она есть, только когда евреи в полной мере ощущают, что здесь – их дом».

 

 

Откуда взялись эти 1700 лет? Отсчет решили вести с первого письменного свидетельства о жизни евреев в Центральной Европе. Таковым стал указ Константина Великого, разрешившего евреям в 321 году входить в городские советы по всей Римской империи. Указ стал ответом на просьбу жителей Кельна – те собрались починить мост, да денег не хватало. Нашелся некий еврей Исаак, который был готов помочь, и вот для этого нужно было ввести его в городской совет. Так Исаак стал чиновником, мост починили, а у еврейской жизни в имперской провинции Нижняя Германия началась официальная, задокументированная история.

Кельнская община, кстати, до сих пор считается самой старой в Европе. Сейчас в самом сердце города, неподалеку от набережной, заканчивают строительство огромного музея MiQua, посвященного истории еврейской общины Кельна. Музей решили выстроить прямо на месте располагавшегося там когда-то еврейского квартала. Ну, а миквой назвали в честь археологической находки – в середине 50-х там раскопали прекрасно сохранившийся бассейн для ритуального очищения. Та древняя миква, конечно же, станет одним из центральных экспонатов музея.

 

 

Впрочем, в какой-то момент еврейская жизнь переместилась по Рейну на юг – в Вормс, Майнц и Шпайер. Вормсская синагога, построенная в 1034 году, считается старейшей в Европе. Логично, что тут же находится и старейшее в Европе еврейское кладбище. Во второй половине XI века, при короле Германии Генрихе IV, еврейские общины в этих трех городах, расположенных неподалеку друг от друга, продолжили активно развиваться. Евреям выделили земли, никак не притесняли – в ответ они поддерживали Генриха IV в его борьбе с папой римским.

Когда в итоге в 1084 году Генрих IV стал императором Священной Римской империи, он даровал евреям некоторые привилегии – и обещание «покровительствовать во всем». Община Вормса, например, получила право торговли и общинное самоуправление. Однако расцвет был недолгим: в 1096 году папа римский Урбан II начал Первый крестовый поход. И крестоносцы, следующие на Святую землю, устроили страшные погромы в рейнских городах, вырезав целые еврейские общины. В том же Вормсе, например, по разным оценкам, были истреблены от 800 до 1000 евреев. Перед погромом крестоносцы пустили по городу слух, что евреи убили христианина и отравили колодцы. Местный епископ пытался спрятать евреев у себя во дворце, но ничего не вышло: крестоносцы ворвались туда и всех перебили.

 

 

Крестовых походов, как известно, было много, почти каждый из них был ударом по еврейским общинам. Как только закончились крестовые походы, началась эпидемия чумы – евреи и тут оказались крайними, их стали лишать одного гражданского права за другим. Многие бежали – в Италию, Восточную Европу. Были случаи, когда евреев из германских городов изгоняли – на 20–30 лет. В общем, до эпохи Просвещения евреям на земле германской было туго. А потом в Берлине начало набирать обороты еврейское просветительское движение «Хаскала», которое стремилось всячески способствовать интеграции евреев во все сферы жизни Германии.

 

 

Основоположником движения стал философ Моисей Мендельсон. Вот как о нем рассказал президент ФРГ: «Когда осенью 1743 года на берлинскую землю ступил 14-летний мальчик, никто еще не мог предположить, что он станет одним из крупнейших ученых своего времени. Моисей Мендельсон был беззащитным и бесправным еврейским юношей, а впоследствии стал другом Лессинга и Николаи. С его именем в XVIII веке неразрывно связана эпоха немецкого просвещения. И именно он открыл путь для эмансипации евреев и обретения ими равноправия. Впрочем, до того дня, когда евреи все-таки получили равные права, все равно оставалось еще более 100 лет».

 

 

Последователей движения «Хаскала» называли «маскалим», и их главной целью было изменение системы образования для евреев – введение обязательного изучения светских наук, немецкого языка и ремесел. Однако кто-то из маскалим считал, что светское просвещение должно идти руку об руку с религиозным образованием, а кто-то был уверен, что для интеграции в немецкое общество было бы полезнее от некоторых национально-религиозных традиций все же отказаться. Как бы то ни было, прусские власти идеи «Хаскалы» поддерживали – во всех германских государствах стали появляться школы для евреев, где упор делался на светские науки, а не на изучение Библии и Талмуда.

 

 

В это же время евреям отменили ограничения в правах на жительство и приобретение имущества. Потом разрешили поступать в университеты. Были, кстати, и абсурдные постановления: в какой-то момент под влиянием маскалим прусские власти решили перестать называть евреев евреями – дескать, устаревшее название, связанное со старыми предрассудками и мешающее евреям быть полноценными гражданами. В итоге с 1815 по 1836 год евреев в паспорте записывали как «немцев Моисеевой веры». Позже эта тенденция сошла на нет, уступив место реальным переменам – в 1869 году король Пруссии Вильгельм I полностью уравнял в правах евреев со всеми остальными гражданами Северогерманского союза.

 

 

С этого момента евреи по-настоящему творят историю Германии: совершают прорывы в медицине, экономике и точных науках, пишут книги, картины и снимают кино. Собственно, показать, какой вклад евреи внесли в развитие страны – это и есть основная задача организаторов года празднования 1700 лет еврейской жизни в Германии. Но в программе мероприятий – не только лекции, конференции и образовательные дискуссии. Там есть дегустации кошерной еды, театр, танцы и фестивали, посвященные главным еврейским праздникам, – как доказательство, что и национальные традиции у евреев Германии по-прежнему сильны. Впрочем, пока непонятно, что из запланированного на год удастся в связи с коронавирусом осуществить – церемония открытия, например, проходила в режиме онлайн.

Однако немецкие власти уверены, что пандемия не сможет помешать им продемонстрировать, что Холокост не убил еврейскую жизнь в стране. «Выдающийся ученый Лео Бек был убежден, что после катастрофы Холокоста эпоха евреев в Германии закончилась раз и навсегда, – заявил Франк-Майер Штайнмайер. – Но сегодня еврейская жизнь снова существует и даже переживает новый расцвет благодаря тем, кто вернулся, благодаря переселенцам из бывшего Советского Союза и благодаря молодым израильтянам, которых тянет в Германию. Какое неизмеримое счастье для нашей страны!»

Илья Бец