Нищие страны Советов

На модерации Отложенный
  • <abbr class="datetime">19 фев, 2021 в 9:00</abbr>

Одним из последствий ВМВ стало появление на улицах советских городах миллионов нищих. При Сталине их предпочитали либо не замечать, либо отправлять в лагеря. Впервые советская власть обратила внимание на эту проблему в 1954-м, постаравшись искоренить её гуманно-полицейскими методами.

По разным оценкам, бродяг после ВМВ насчитывалось 3-5 млн. человек. Контингент их был разным: беспризорники, инвалиды войны, беглые крестьяне, просто асоциальные элементы. Детей забирали в детдома, инвалидов старались не замечать. Две последние категории чаще всего попадали под уголовную статью «Нарушение паспортного режима», каравшую людей до 1 года лагерей; по ней в 1945-1953 годах было осуждено до 200 тысяч человек.

Были и объективные причины, почему советская власть не смогла побороть нищенство и бродяжничество – разруха. Денег на социальную помощь не хватало. Лишь в середине 1950-х страна смогла позволить начать решать эту проблему.

Как выглядело нищенство в это время, можно увидеть в отчётах различных служб только на примере одной области – Калужской.

Правительство СССР, не обращая внимания на отдалённые от центра территории, все силы бросало на подавление очагов нищенства в областях, граничащих с Московской. Постановление Совета министров РСФСР от 31 декабря 1952 г. №1698–98-с обязывало Калужский облисполком и лично его председателя А.А.Егорова обеспечивать ликвидацию «профессионального» нищенства среди колхозников Кировского и Хвастовичского районов области.

Принятые облисполкомом меры по борьбе с антиобщественными и паразитическими элементами, по укреплению трудовой дисциплины среди колхозников не улучшили материального положения людей, поэтому численность нищих продолжала расти. По данным управления милиции Калужской области на 15 октября 1954 года на учете состояло 1114 жителей области, занимавшихся нищенством, т.е. на 27% больше чем в прошлом году, в том числе: 46 инвалидов войны, 53 инвалида труда, 80 прочих инвалидов, 213 престарелых и 579 человек трудоспособных.

Попрошайничество и «профессиональное» нищенство не удавалось искоренить. По двум названным районам в 1951 г. органами милиции было зарегистрировано 800 человек, занимавшихся нищенством, в 1952 г. – 844, в 1953 г. – 667, а за 9 с половиной месяцев 1954 г. – 924 человека. Среди лиц постоянно занимавшихся нищенством было 714 человек, получавших от государства пенсии и пособия по инвалидности и 172 человека – по многодетности. По числу нищих первенствовал Кировский район, центр которого располагался на железнодорожной ветке московского направления. Он давал нищенствующих в 3 раза больше Хвастовичского района.

 

Осенью 1954 года Министерство государственного контроля СССР проводило проверку состояния борьбы с колхозным нищенством в Калужской области. Отчет о проверке, представленный новому министру Жаворонкову, выражал стремление проверявших инспекторов доказать чуть ли не прирожденную склонность деревенского жителя к нищенству, как средству получения дополнительного дохода. Приведем выдержку из него: «Профессиональным нищенством по-прежнему занимаются многие колхозники колхозов имени Кутузова, им. XIX партсъезда, им. Кирова, им. Ворошилова, «Родина» Кировского района и «Рассвет» Хвастовичского района. Значительное количество этих колхозников, будучи трудоспособными и имея дома с надворными постройками, приусадебные участки земли, скот, домашнюю птицу, велосипеды и др. имущество, в целях дальнейшего обогащения своего хозяйства систематически выезжают для попрошайничества в Москву, Ленинград и другие населенные пункты СССР, чем приносят большой вред общественному колхозному хозяйству, расшатывая трудовую дисциплину честных тружеников колхозов. Проверкой установлено, что только органами милиции в  Москве в течение 9 месяцев т.г. было задержано занимавшихся нищенством на улицах города, вокзалах и метро 313 жителей Калужской области, из них 140 женщин с детьми. В числе задержанных нищенствующих были жители Хвастовичского, Кировского, Малоярославецкого, Боровского и других районов области…

Члены большинства колхозных семей колхоза «Рассвет» Хвастовичского района, занимаясь нищенством, систематически отлучаются из колхоза на срок от 7 до 14 дней. В целях же больших результатов от нищенства взрослые члены семьи берут с собой не только малолетних детей, но и детей школьного возраста. В Воткинскую семилетнюю школу в первый день занятий 1 сентября 1954 года не явилось 8 учащихся, т. к. они со взрослыми нищенствовали в Москве. Не только рядовые колхозники занимались этим делом, но и члены семей некоторых руководящих работников колхоза «Рассвет». В 1954 г. выезжала для попрошайничества жена заведующего животноводством колхоза Никитина, жена заведующего молочно-товарной фермой Ерохина и члены семей (матери, сыновья, дочери, жены) шести бригадиров полеводческих бригад колхоза. Нищенством также занимаются члены семей отдельных коммунистов. В июне 1954 года общим собранием парторганизации колхоза «Рассвет» за нищенство двух дочерей исключен из членов КПСС Кузнецов и был объявлен строгий выговор члену КПСС Лесину за выезд жены с целью нищенства.

Проверкой установлено, что на 15 октября 1954 году по колхозам им. Кутузова, им. Ворошилова, им. Кирова, им. XIX партсъезда и «Родина» Кировского района находились в отъезде без уважительных причин 418 колхозников. В 1953 году из этих колхозов за нарушение трудовой дисциплины было осуждено народным судом 43 колхозника и оштрафовано правлениями колхозов за невыработку минимума трудодней 104 человека. В 1954 году за нищенство и невыход на работу исключено из членов колхозов 5 человек».

Выходило так, что колхозники были чуть ли не профессиональными нищими. В конце того же самого отчёта, как бы между прочим, называлась истинная причина обращения жителей деревни к древнему ремеслу: «Вследствие низкой производительности труда колхозников и плохой трудовой дисциплины, а также засушливой погоды, колхозы в этом году получили низкий урожай и колхозникам выдавали мало денег и сельскохозяйственных продуктов на трудодни. Так, в колхозе «Рассвет» авансом на трудодни выдано по 13 копеек деньгами, 500 граммов зерна и по 3,5 кг сена и соломы. В прошлом году было выдано в среднем на трудодень по 6 копеек деньгами, 100 граммов зерна и 460 граммов сена и соломы. В колхозах им. Кутузова, им. Кирова, им. Ворошилова, им. XIX партсъезда и «Родина» в 1954 года выдано авансом на трудодень от 5 до 25 копеек, от 150 до 300 граммов зерна и по 3–4 кг сена и соломы. В 1953 году в этих колхозах было выдано в среднем на трудодень деньгами от 3 до 11 копеек, зерна от 100 до 300 граммова, сена и соломы от 1 до 6 кг ». Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что при оскорбительно низкой оплате и высоких госналогах с ЛПХ нищенство являлось единственным средством выжить.

Больные, престарелые, нетрудоспособные члены колхозных семей, чтобы не быть обузой, сами уходили в дома престарелых и инвалидов или нищенствовать в города. В ведении Калужского областного отдела социального обеспечения на 15 октября 1954 года состояло на учете 280 человек престарелых, инвалидов и нетрудоспособных бездомных лиц, нуждавшихся в устройстве в дома инвалидов и престарелых, из них с 1952 года на очереди числилось 17 человек, с 1953 г. – 89 и с 1954 г. – 175. В то время облсобес имел 7 домов для инвалидов и престарелых на 550 коек, в том числе дом для детей на 50 мест. Фактически в тех домах было размещено много больше. По плану Калужского облсобеса предполагалось в 1955 г. расширить областную сеть домов для инвалидов, престарелых и детей за счет постройки 2-х новых домов на 600 мест в Калуге и Жиздре».

В целом по стране количественно ситуация выглядела ещё хуже.

20 февраля 1954 года. Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства гласил:

Товарищу Маленкову Г.М., товарищу Хрущёву Н.С.

МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны всё ещё продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство.

За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» органами милиции в городах, на железнодорожном и водном транспорте было задержано нищих:

Во 2-м полугодии 1951 года – 107.766 человек, в 1952 году – 156.817 человек, в 1953 году – 182.342 человека.

Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%, лица, впавшие во временную нужду – 20%, профессиональные нищие – 10% и в их числе трудоспособные граждане – 3%.

Многие из них задерживались органами милиции по нескольку раз.

Так, по городу Ленинграду до 5 раз задерживалось 2160 нищих, до 30 раз — более 100 человек, по гор. Горькому свыше двух раз задерживалось 1060 человек, по Сталинабаду — 50 человек и т.д.

Органы социального обеспечения и местные Советы депутатов трудящихся не уделяют должного внимания работе по предупреждению и ликвидации нищенства, плохо занимаются устройством нищих в дома инвалидов и престарелых, их трудоустройством, а также делом определения им пенсий и патронирования.

Так, из числа задерживаемых нищих по Москве, Ленинграду и  остову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2-3 %.

Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идет крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено всего лишь 4 дома.

В связи с этим органы милиции вынуждены подавляющее большинство задерживаемых нищих освобождать.

Борьба с нищенством затрудняется также и тем, что некоторая часть нищенствующих инвалидов и престарелых отказывается от направления их в дома инвалидов, а устроенные нередко самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать.

Закона о принудительном содержании таких лиц в домах инвалидов нет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» предусмотрено направлять на спецпоселение в отдалённые районы СССР с обязательным привлечением к трудовой деятельности лиц, занимающихся попрошайничеством, уклоняющихся от общественно-полезного труда и ведущих паразитический образ жизни, а также бродяг, не имеющих определенных занятий и места жительства.

Однако, органы милиции не могут широко применять этот Указ в борьбе с нищенством, так как большая часть нищенствующих является нетрудоспособными и престарелыми, не подпадающими под действие Указа. Кроме того, расследование и проверка материалов на этих лиц требуют длительного содержания их под стражей, что не предусмотрено законом.

Вследствие указанных выше причин количество лиц, занимающихся нищенством, остается значительным, а в отдельных местностях оно не только не снижается, но и возрастает.

В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства.

При этом МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:

1. Создать при городских исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся комиссии по борьбе с нищенством в составе заместителя председателя исполкома, заведующих органами социального обеспечения и здравоохранения, начальника органа милиции, представителей ВЦСПС и прокурора.

На комиссии возложить обязанности по трудовому и бытовому устройству инвалидов и престарелых, возбуждение ходатайств перед народными судами о лишении родительских прав лиц, понуждающих детей к нищенству, вызов на заседания комиссий родственников лиц, занимающихся нищенством.

Предоставить комиссиям право выносить решения о принудительном помещении в дома инвалидов и престарелых нетрудоспособных лиц, систематически занимающихся нищенством и не поддающихся общественному воздействию.

2. Закончить по РСФСР в 1954 году строительство домов инвалидов и интернатов в объёме, предусмотренном Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года.

Обязать также Советы Министров союзных республик построить в 1954–1955 годах необходимое количество домов для престарелых и инвалидов.

3. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом.

4. Обязать органы социального обеспечения в течение 10 суток соответствующим образом устраивать задерживаемых органами милиции нищих, содержащихся в приемниках-распределителях.

Обязать исполкомы Советов депутатов трудящихся открыть в областных, краевых, республиканских центрах приемники-распределители для нищих.

5. Разрешить органам милиции содержать в камерах предварительного задержания с санкции прокурора лиц, привлекаемых по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» на срок, необходимый для расследования и проверки, но не свыше 30 суток.

6. Предоставить право комиссиям при городских исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся и органам социального обеспечения определять в дома инвалидов и престарелых нетрудоспособных нищих по месту задержания, независимо от их места жительства.

7. Обязать местные исполкомы Советов депутатов трудящихся издать решения, предусматривающие административную ответственность граждан за допущение занятия нищенством лиц, которых они по закону обязаны содержать, а также административную ответственность должностных лиц, допускающих нищенство в общественных местах: рынках, магазинах, столовых, закусочных, чайных, кинотеатрах, на железнодорожном, водном и городском транспорте и т.д.

8. Пересмотреть существующее пенсионное законодательство в сторону увеличения размеров пенсий.

Предусмотреть выдачу пенсий лицам, ставшим инвалидами с детства или вследствие несчастных случаев, одиноким престарелым, не имеющим других средств существования.

9. Разрешить Министерству путей сообщения СССР производить бесплатно отправку к месту постоянного жительства лиц, задерживаемых за нищенство территориальными и транспортными органами милиции, временно впавших в материальные затруднения.

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР С. КРУГЛОВ)

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ Н.СТАХАНОВ

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 78. Л. 41–46

Сообщение Е.А.Фурцевой Н.С.Хрущёву  о проведении мероприятий по борьбе с нищенством в Москве, 10.04.1954

За последнее время в Москве увеличилось количество лиц, занимающихся нищенством. За 6 месяцев Управлением милиции г. Москвы задержано около 3500 человек, занимающихся нищенством, в том числе жителей Москвы 554, остальные, прибывшие из Калужской, Московской и других областей, и некоторая часть, не имеющих определенного местожительства.

Из общего числа задержанных около 1000 человек направлено к постоянному месту жительства, по делу 54 человек, неоднократно ранее задерживавшихся, проводится следствие.

Органами социального обеспечения 255 человек определены в дома инвалидов, больницы и переданы под надзор попечителей, оказывается также материальная помощь и проводится работа по трудоустройству нищенствующих.

Однако, несмотря на принимаемые меры ежедневно на улицах и в общественных местах города появляются лица, занимающиеся нищенством.

Проверка показывает, что имеется немало случаев попрошайничества приезжих женщин с малолетними детьми. Так, например, из 34 женщин, задержанных 7 апреля с.г., 13 имели при себе малолетних детей; 3 женщины являются колхозницами; 8 апреля из 12 женщин — 5 колхозниц. Среди занимающихся нищенством значительная группа престарелых и инвалидов, многие из них уклоняются от оказываемой помощи в трудоустройстве и направлении в дома инвалидов.

Управлением милиции и отделом социального обеспечения исполкома Моссовета в настоящее время проводятся мероприятия по усилению борьбы с нищенством.

МГК КПСС установил повседневный контроль за проведением этих мероприятий.

СЕКРЕТАРЬ МГК КПСС Е. Фурцева.

Лишь к началу 1960-х годов в СССР удалось почти полностью решить проблему нищенства и бродяжничества. На это понадобилось около 20 послевоенных лет.