«Сказала дочери, что не надо ничего такого больше делать и высовываться в нашей стране»

На модерации Отложенный Девочку из Пензы, допрошенную по заявлению директора ее гимназии, перевели в другую школу

Родители 15-летней Анастасии Л., которую на прошлой неделе допросили в УМВД Пензы по заявлению и. о. директора гимназии № 66 Веры Махониной, попросившей проверить пост девочки в соцсети на экстремизм и призывы к свержению государственного строя, добились перевода подростка в другое учебное заведение. Об этом Znak.com рассказала мать восьмиклассницы Татьяна Петровна.

Она уточнила, что никто из администрации гимназии № 66 не счел нужным даже поговорить с ними по поводу сложившейся ситуации — «просто отдали документы». Номер новой школы, где будет учиться Анастасия, ее мать называть не стала, чтобы не привлекать к дочери дополнительного внимания.

Татьяна Петровна также упомянула, что первоначально претензии по поводу поста ее дочери на страничке во «ВКонтакте» предъявила не Махонина, а классный руководитель девочки. «Классная мне написала СМС, что нужно удалить пост. Насколько понимаю, это у них стандартная практика — просматривать социальные сети детей. Но в данном случае понятно, что сверху ей дали задание», — говорит Татьяна.

Она призналась, что, получив сообщение, пыталась убедить дочь стереть пост. «Конечно, я хотела, чтобы она все это быстренько убрала. Но она мне сказала, что ничего противозаконного нет, все разрешено и никакого разрешения на встречу с депутатом не нужно. И я, в принципе, с ней согласилась», — отметила женщина.

Опрос в городском управлении МВД Татьяна Петровна называет «кошмаром» — «три часа водили по кабинетам и допрашивали». «Бить нас не били, но особой вежливости не было — опрос и протокол», — подчеркивает женщина. И говорит, что до сих пор не знает, чего именно от них добивались полицейские.

Директор гимназии Вера МахонинаДиректор гимназии Вера МахонинаС сайта гимназии

«Я в шоке, что на пустом месте такое происходит. Конечно, сказала дочери после этого, что не надо ничего такого больше делать и высовываться. Мне кажется, это вообще позиция такая в стране нашей должна быть сейчас», — призналась мать девочки. Тем не менее она намерена и впредь защищать своего ребенка.

Связаться с Верой Махониной по телефону и выяснить ее позицию по этому вопросу на момент публикации материала не удалось.

Помимо допроса 15-летней девочки, являющейся также активисткой городского отдела ЛКСМ, пензенские полицейские на минувшей недели провели целую серию задержаний среди местных коммунистов. Руководитель пензенского горкома компартии Юлиана Котова рассказала корреспонденту нашего издания, что силовики активизировались в связи с протестной акцией, запланированной представителями КПРФ на 23 февраля. Они призвали людей выйти к монументу «Росток» в Пензе под лозунгами «За Россию без олигархов и дворцов» и «Против политических репрессий». Заодно намеревались потребовать очередных выплат в связи с COVID-19, снижения пенсионного возраста, возвращения бесплатного проезда в общественном транспорте, народной милиции и освобождения политзаключенных. Власти это мероприятие не согласовали.

«Все действия начались 19 февраля. Нас начали отлавливать, в полицейские машины кидать и развозить по участкам. Сначала задержали у дома руководителя Ленинского райкома КПРФ Руслана Бахтеева. Потом арестовали [руководителя фракции КПРФ городской думы Александра] Смирнова. Перестал выходить на связь комсомолец Александр Ермаков. Оказалось, его в 8 утра взяли прямо у проходной завода, где он работает. Три человека приехали к первому секретарю обкома, депутату пензенского Заксобрания Георгию Камневу. Потом был задержан людьми в штатском координатор Левого фронта в Приволжском федеральном округе Сергей Падалкин», — перечислила задержанных Котова.

Руководитель пензенского горкома компартии Юлиана КотоваРуководитель пензенского горкома компартии Юлиана КотоваСо страницы Котовой в соцсети «ВКонтакте»

Ее саму и депутата Пензенской гордумы Александра Рогожкина не смогли задержать только потому, что оба не живут по месту прописки.

Руководитель горкома КПРФ уточнила, что возле ее дома полицейские дежурили до 23 февраля, то есть до момента проведения протестной акции. От тех, кто был допрошен в полиции, собственно, и удалось узнать, что 19 февраля в УМВД по Пензе вызывалась 15-летняя активистка ЛКСМ, ученица 8 класса гимназии № 66 Пензы Анастасия Л. А также выяснить, что заявление на нее написала и. о. директора школы Вера Махонина. Она попросила проверить страничку девочки во «ВКонтакте» на экстремизм и призывы к свержению власти. По словам Котовой, подросток всего лишь сделал репост плаката с призывом поучаствовать 23 февраля в акции коммунистов. 

«Сотрудники полиции вместо того, чтобы разобраться, вызвали в полицию маму и девочку, начали их запугивать, отобрали даже телефоны и допрашивали их», — недоумевает Котова. Она называет эту ситуацию абсурдной: речь идет о несовершеннолетнем ребенке, который к тому же является активистом всего несколько последних месяцев. «Мы провели мероприятие 23 февраля, и нас никто ни в чем не обвинил. Никто не говорил, что оно носило экстремистский характер. Как тогда человека привлекать за репост, утверждая, что объявление носит экстремистский характер?» — задается вопросом руководитель горкома КПРФ.

Постер, из-за которого допрашивали школьницуПостер, из-за которого допрашивали школьницуСо страницы Котовой в соцсети «ВКонтакте»

По ее мнению, задержания и допросы активистов КПРФ в Пензе, в том числе восьмиклассницы Анастасии Л., являются следствием акции местных комсомольцев, состоявшейся летом 2020 года во время голосования по поправкам в Конституцию РФ. 

«[Напротив здания областного правительства] комсомольцы повесили [чучело] царя, — напомнила Котова. — Понятно, какой был намек, с учетом того, кто у нас собрался на царство». Она говорит, что об этой акции тогда узнали в администрации президента РФ и на местном уровне «был серьезный скандал». В том числе претензии появились к пензенской полиции, которая «допустила подобное». С тем пор всех активистов взяли на карандаш и привлекают к ответственности при каждом удобном случае.

«Никаких же протестов быть не должно в стране», — отметила собеседница. И упомянула замначальника пензенской полиции подполковника Андрея Гаврюшина, который курирует работу с оппозицией. В том числе, по данным Котовой, задержания, случившиеся 19 февраля.

Лидер пензенских коммунистов Георгий Камнев подтвердил, что его также опрашивали по заявлению Махониной — «спрашивали, знал ли я девочку, давал ли какие-то ей указания». Действия силовиков руководитель обкома считает чрезмерными. «Это все странно, потому что за два дня до этого нас приглашали всех в прокуратуру, как раз чтобы предупредить о недопустимости нарушения закона при проведении массовых мероприятий. Мы все пришли туда, никто не скрывался и все подписали. Здесь же не было ни звонков, ни повесток. Просто начали забирать», — сказал Камнев.  

Глава пензенского обкома КПРФ Георгий КамневГлава пензенского обкома КПРФ Георгий КамневСо страницы Георгия Камнева в соцсети «ВКонтакте»

«Им абсолютно все равно, кто ты и каких взглядов придерживаешься. Собрались больше трех, значит, надо привлекать. Действуют точно как унтер Пришибеев», — возмущается представитель компартии.

В пензенском обкоме КПРФ подчеркивают, что история с задержаниями активистов уже дошла до лидера партии Геннадия Зюганова, который уже отреагировал, позвонив в МВД и областному руководству. Сами пензенские коммунисты 24 февраля подали протест на решение суда об аресте Смирнова на 7 суток. Кроме того, предложили юридическую помощь родителям восьмиклассницы.

В пресс-службе УМВД по Пензенской области заявили, что на данный момент никак не комментируют сложившуюся ситуацию.