Что говорил о Сталине и его эпохе советский диссидент Алексадр Зиновьев

На модерации Отложенный

Сталин и его эпоха занимают особое место не только в истории СССР, но и во всей российской истории. Существует огромное множество диаметрально противоположных оценок сталинизма. Думаю, Вам будет интересна оценка личности Сталина и его эпохи, сделанная выдающимся философом , писателем, социологом и публицистом с мировым именем, а самое главное, одним из самых известнейших на Западе советских диссидентов - Александром Александровичем Зиновьевым.

Несколько слов о нём. В одном из последних интервью, сделанных для фильма о Сталине и сталинизме в 2001 году( фильм так и не был сделан), Александр Зиновьев сам себя охарактеризовал, как "идеального и романтического" коммуниста. По его собственным утверждения уже к 15 годам он сформировался, как убеждённый антисталинист. Более того, став в 1939 году студентом Московского института философии, литературы и истории, был членом одной из террористических групп, задумавших покушение на Сталина. Уже будучи сотрудником института философии Академии Наук СССР, сделал там блестящую карьеру, однако за свои антисоветские высказывания постоянно находился на "крючке" у КГБ. После публикации на Западе его сатирической книги "Зияющие высоты", которая принесла ему мировую известность, в 1978 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию лишь только в 1999 году. Умер в 2006 году.

Как видите, даже из этой краткой выдержки из его биографии, трудно было упрекнуть А.А. Зиновьева к любви к Сталину и его эпохе. Однако в 1983 году, уже живя в Мюнхене в ФРГ, Зиновьев публикует свою книгу по названием" Нашей юности полёт. Литературно-социологический очерк сталинизма". То, что написал Зиновьев в этой книге заслуживает нашего внимания. Прошу задуматься всех: и сталинистов и антисталинистов. Вот лишь некоторые выдержки из данной книги Александра Зиновьева.

Что он говорит о сталинской эпохе:

"..Сталинская эпоха ушла в прошлое, осужденная, осмеянная, оплеванная и окарикатуренная, но не понятая. А между тем все то, что вырвалось наружу в хрущевское время, было накоплено, выстрадано и обдумано в сталинское время. Все то, что стало буднями советской жизни в брежневское время, вызрело в сталинское время. Сталинская эпоха была юностью советского общества, периодом превращения его в зрелый социальный организм. И хотя бы уже потому она заслуживает нечто большее, чем осуждение: она заслуживает понимания..."

"Стало привычным штампом рассматривать сталинскую эпоху как эпоху преступную. Это грубое смешение понятий. Понятие преступности есть понятие юридическое или моральное, но не историческое и не социологическое...Сталинская эпоха..., как целое не была преступлением... Трагичность сталинской эпохи состояла в том, что в тех исторических условиях сталинизм был закономерным продуктом Великой Революции и единственным способом для нового общества выжить и отстоять свое право на существование..."

Зиновьев даёт ответ, почему именно Сталин и его концепция развития социализма в СССР победила во внутрипартийной борьбе (с тем же Троцким или Бухариным, как пример) :

"...с точки зрения существа исторического процесса победа сталинизма была закономерным следствием того, что именно Сталин и сталинисты наиболее адекватно выражали сущность потребностей той эпохи и ее объективные тенденции..."

А вот Александр Зиновьев затрагивает тему репрессий:

"...Вы смотрите на эту эпоху глазами репрессированных.

Но репрессированный вырывался из нормальной жизни общества. Тут собирались люди самого различного сорта, причем далеко не всегда лучшие люди общества. Хотя в лагерях люди гибли, но постепенно они там накапливались – люди из разных слоев, эпох, поколений. Хотя репрессии и концлагеря были обычным делом той эпохи, они не были моделью общества в целом. Общество отражалось в них, поставляя в них своих представителей, но сами они существовали по жутким законам таких объединений людей, вырванных из исторического процесса...Сам факт массовых репрессий очевиден и общеизвестен. Проблема в том, почему они стали возможны, почему люди, которых считают теперь преступниками, могли совершать их безнаказанно? А потому, что это было делом не безнравственных и жестоких одиночек, а многомиллионных масс населения, наделенных всеми мыслимыми добродетелями. Это было наше общее дело – совместное дело жертв и палачей.."

Интересные мысли у А. А. Зиновьева и о культе личности:

"...Культ личности. Сейчас в нем усматривают только личное тщеславие Сталина. Но культ вождей был изобретен не Сталиным. Были культы Троцкого и Зиновьева. Кстати сказать, совершенно незаслуженные. Был культ Бухарина. Я уж не говорю о культе Ленина. Культ Сталина был последним из них. И был он в данном случае необходимым элементом народовластия. Сталинисты помогали ему. Но рос он снизу. И нужен был как средство непосредственного контакта вождя с массами...."

Что Зиновьев считал главными заслугами Сталина и его эпохи:

"...Одной из величайших заслуг сталинизма и одним из условий, подготовивших его уничтожение, является культурная революция...Доступ к образованию и культуре был самой мощной компенсацией за бытовое убожество. Люди переносили такие бытовые трудности, о которых теперь страшно вспоминать (и в реальность которых теперь уже не верят), лишь бы получить образование и приобщиться к культуре.."

А этими словами Александра Зиновьева я хотел бы подвести своеобразный итог не только его мыслей и выводов, но и итог понимания того, почему всё больше людей интересуются сталинской эпохой:

"...Сталинская эпоха в самом существенном своем содержании вошла в нашу плоть и кровь навечно – она породила нашу сегодняшнюю реальность и носителей ее. Она породила будущее. Так что уклониться от внимания к ней и от ее беспощадной объективной оценки все равно не удастся..."