"Ледяной поход."

На модерации Отложенный

Сын мой! Иди и спасай Родину! Ледяной поход Добровольческой белой армииФОТО: GLOBAL LOOK PRESS

КУЛЬТУРА

 

МИХАИЛ СМОЛИН06:57

"СЫН МОЙ! ИДИ И СПАСАЙ РОДИНУ!" "ЛЕДЯНОЙ ПОХОД" ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ БЕЛОЙ АРМИИ

22 февраля (по новому стилю) в 1918 году Добровольческая армия генерала Лавра Корнилова начала героический "Ледяной поход" (1-й Кубанский). Рождение и закалка Белой гвардии.

Суровая реальность революционной смуты, помноженная на кровавую Гражданскую войну, голод, стужу, нехватку всего, что необходимо для полноценного снабжения, войск выковала Белую гвардию в ту страшную зиму-весну 1918 года.

"Ледяным" походом Добровольческой армии именуется 1-й Кубанский поход, в котором она с постоянными боями прошла от Ростова-на-Дону к Екатеринодару и обратно на Дон, с 9(22) февраля по 30 апреля (13 мая) 1918 года.

В ночь с 22 на 23 февраля добровольческие части армии генерала Лавра Корнилова выдвинулись из Ростова-на-Дону. Состав этого героического отряда-"первопоходников": 36 генералов, 242 штаб-офицера (190 – полковники), 2 078 обер-офицеров, 1 067 добровольцев (юнкера, кадеты, солдаты, в том числе 66 чехов и русинов), 168 медиков (врачей, фельдшеров и сестёр милосердия).

Во всей Белой армии было всего 600 артиллерийских снарядов, несколько десятков пулемётов и никакой связи. Генерал Лавр Корнилов понимал, что его армия ничтожна по численности, но он рассчитывал сковать "её огнём и железом" в предстоящих боях и соединиться с кубанскими белыми подразделениями.

Добровольческие войска находились в постоянных боевых столкновениях (не менее 33 боёв за два с половиною месяца похода) с кратно превосходящими их силами противника. Практическое отсутствие кавалерии также осложняло боевую работу, разведку противника и его преследование. Пехота в штыковые атаки ходила чаще всего с минимальной, в несколько выстрелов, артиллерийской поддержкой.

Тактика добровольцев предполагала только наступление, тактическое маневрирование и удары по флангам красных. "Бой начинался, – по воспоминаниям участника, – лобовой атакой одной или двух пехотных единиц. Пехота наступала редкой цепью, время от времени залегая, чтобы дать возможность поработать пулемётам. Охватить весь фронт противника было невозможно, ибо тогда интервалы между бойцами доходили бы до пятидесяти, а то и ста шагов.

В одном или двух местах собирался «кулак», чтобы протаранить фронт. Добровольческая артиллерия била только по важнейшим целям, тратя на поддержку пехоты несколько снарядов в исключительных случаях. Когда пехота поднималась, чтобы выбить противника, то остановки уже быть не могло. В каком бы численном превосходстве враг ни находился, он никогда не выдерживал натиска первопоходников".

Положение добровольцев осложнилось после вынужденного ухода 13 марта (28 февраля) из Екатеринодара отряда (около 3 000) Кубанской Рады полковника В. Л. Покровского (1889–1922).

Вскоре, узнав о том, что красные вошли в Екатеринодар, генерал Корнилов принял решение идти в Закубанье. Добровольцы периодически попадали в критическое положение, в окружение, но неизменно прорывались из них, идя на соединение с Кубанским отрядом.

11 (24) марта 1918 года Добровольцы впервые вошли в соприкосновение с Кубанским отрядом, а уже 14 (27) марта Добровольцы и кубанцы были объединены в одну армию с генералом Корниловым во главе.

Погода стояла ужасная, то шёл дождь, то снег, то был двадцатиградусный мороз, люди покрывались коркой льда.

Генерал Корнилов решил со своей силой взять Екатеринодар, столицу Кубани. Штурм продолжался три дня 27–31 марта (9–13 апреля). Шесть тысяч добровольцев и казаков штурмовали город, в котором оборонялось 18 тысяч красных, с несколькими бронемашинами и 14 орудиями.

Тем временем у белых кончились снаряды, они ходили в штыковые атаки уже без всякой артиллерийской поддержки.

31 марта (13 апреля) от артиллерийского снаряда, попавшего в штаб, погиб генерал Л. Г. Корнилов. Позже захороненное тело генерала подверглось осквернению красными. Тело было выкопано, его обезобразили ударами шашек, пытались повесить, а затем отвезли на городские бойни Екатеринодара и несколько дней сжигали в присутствии большевистской верхушки.

Армию возглавил генерал Деникин. В тяжелейших условиях назревавшего окружения многократно превосходящими силами красных он приказал прекратить штурм города и возвращаться обратно на Дон.

Почти параллельно с "Ледяным" походом совершали свои первые походы и другие подразделения белых: дроздовцы (поход Яссы – Дон) и донские казаки (Степной поход).

Эти боевые действия создали военную основу Белого сопротивления большевикам в дальнейшие годы. Овеянные героическими подвигами "первопоходники" составили костяк Белой армии.