Можно ли из "раба" Божьего стать Его "другом"?
На модерации
Отложенный
В самом начале Тайной Вечери, когда Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам, то есть сделал действие, которое в то время выполняли только рабы, Он это свое символическое действие прокомментировал так:
«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его». Ин. 13. 13-16.
Итак, Иисус Христос сравнивает Своих учеников с рабами, которые должны повторять за учителем Его показательный пример.
В этом и есть суть рабства как такового – когда раб просто повторяет за своим «хозяином» действия, которые тот ему показал, не вдумываясь в их смысл и не стараясь понять их реальное и символическое значение.
Как говорится, не рабское это дело – работать мозгами, задача раба – просто повторить алгоритм действий, показанный «хозяином».
Однако уже в конце Тайной Вечери, Иисус Христос обращается к Своим ученикам уже по-другому:
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Ин. 15. 14-15.
Собственно, Сам Господь и растолковал, чем раб отличается от «друга» и почему теперь Его ученики не рабы, а друзья.
Итак, если раб «не знает» смысла действий своего господина, а просто повторяет их. То «друг» знает – и уже вполне осмысленно воспроизводит действия Учителя, понимая не только их практическое значение, но и сокровенный смысл.
Итак, это и есть коренное отличие «рабства» от «дружества» на все времена и во всех ситуациях. Раб «не знает», друг – «знает».
Но ведь это же напрямую относится и к церковной жизни. Увы – к сожалению, как много там разного рода «рабства». Когда прихожане просто тупо стоят на службах, не понимая их смысла, тупо ставят свечи, не зная, зачем они это делают, или наивно полагая, что они будут за них молиться. Тупо набирают крещенскую водичку или приносят домой освященные вербы, не вдумываясь в символический смысл этих действий.
Тупо – в данном случае синоним наречия «рабски», ибо мы убедились, что для Христа верующий, просто повторяющий те или иные ритуальные действия, не понимая их смысла, – есть раб.
Как же выйти из этого рабства? Христос указал нам путь. Нужно не только повторять, но и «знать». Сначала хорошо «разузнать» слова Самого Спасителя, изложенные в Новом Завете, затем святоотеческое наследие, в котором отражена жизнь пришедшего после Христа Святого Духа. И наконец – церковное богослужение, впитавшее в себя и то, и другое.
Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда ты останешься просто «рабом». Это, разумеется, лучше, чем быть «никем» для Христа – одним из бесчисленных «мертвецов», которые снуют по улицам сел и городов, воображая, что они живые.
Но если есть возможность из «раба» стать «другом» - этим обязательно нужно воспользоваться.
Это в те далекие времена не всем был доступен такой переход. Ведь грамотность была единичной, книги почти недоступны, и обучаться можно было в основном только «на слух». Сейчас – все грамотны, Библия и Новые Заветы – в любом книжном магазине, святоотеческую литературу тоже нетрудно достать. Как говорится, было бы желание.
Однако есть еще один важный нюанс, еще одно положение, возможно, даже решающее, чтобы из «раба» перейти в статус «друга» Божьего.
Между двумя рассмотренными цитатами из слов Христа, произнесенными Им на Тайной Вечери, произошло ведь не только «научение» учеников, после чего они стали «знать» и «понимать». Иисус Христос учредил и главное христианское таинство – таинство причащения. Ученики не только «узнали», они еще и впервые причастились Тела и Крови Своего Божественного Учителя.
И невозможно не признать, что это тоже одно из главных условий перехода из рабского статуса в статус друзей Бога. То есть «знать» на уровне ума – мало, нужно «знать» на уровне всего человеческого состава – в том числе и тело должно «узнать» вхождение в него частицы Божественного Спасителя.
И тогда все становится на свои места.
Друг – это не только тот, кто «знает» учение Иисуса Христа, не только тот, кто старается повторять за Учителем его повеления и заповеди, но и тот, кто реально принял в себя частицу его Божественного Существа. И делает это регулярно, как и заповедал Божественный Учитель.
И опять под этим углом хорошо видно наличие в современной Церкви «рабов» и «друзей». «Рабы» - заглядывают в церковь как в кунсткамеру, где они мало что понимают, но всего удивляются, опасаются и часто боятся. Свечи они еще ставят по примеру окружающих, но если они достояли до причащения (что бывает уже редко), то начинают искренно недоумевать – что это такое? Как – одной ложкой всех? Фу!.. Это же негигиенично! Да еще и опасно – особенно во время пандемии!..
Но если самые смелые из них все-таки ринутся к причащению, как на амбразуру дзота – была ни была, рискну!.. То их, разумеется, если это храм, где все друг друга знают, остановят и растолкуют – так делать нельзя, нужно готовиться…
И это, как правило – для большинства «рабов» непреодолимый «Рубикон». И гордыня уже тут как тут: как меня, такого хорошего и смелого – и «не допустили»!.. Как вы смели!..
И на этом, как правило, все заканчивается. Раб остался рабом – и поделом. Как говорится: читайте Первоисточник. Друг должен не просто «повторять», он должен «знать». Поэтому сначала разузнай, как сейчас в храме осуществляется причащение, что для этого нужно сделать, как подготовиться – а потом, если все это ты принял умом и сердцем – милости просим!..
Впрочем, не будем перегибать «церковную палку» тоже. Далеко не все и из причащающихся являются настоящими «друзьями Божьими». И причащаться тоже можно бездумно, не особо вдаваясь в смысл этого таинства.
Тут уж – пусть судит Сам Божественный Спаситель и Друг. Кто для Него являются Его настоящими «друзьями».
Комментарии