Александр I и евреи

На модерации Отложенный

В ноябре 1802 года Александр I учредил Комитет по благоустройству евреев‚ чтобы пересмотреть и упорядочить законодательство о евреях Российской империи‚ которое находилось до этого в хаотическом состоянии. Одним из членов комитета стал министр юстиции Г.Державин‚ а его "Мнение" легло в основу работы комитета.

Узнав об этом‚ еврейские общины забеспокоились‚ опасаясь введения новых ограничительных законов. В Минске чрезвычайное собрание кагала даже приняло решение "отправиться в Петербург и просить государя нашего‚ да возвысится его слава‚ чтобы никаких нововведений у нас не делали". Стали собирать деньги для отправки ходатаев в столицу‚ объявили трехдневный пост с молитвами в синагогах "по случаю неблагоприятных вестей"‚ а министр внутренних дел‚ узнав об этом‚ поспешил объявить кагалам‚ что правительство не намеревается вводить новые ограничения для евреев‚ но‚ наоборот‚ предполагает доставить им "лучшее устройство и спокойствие".

Это было время либеральных реформ и многих надежд на коренные преобразования российского общества. Намерения Александра I и членов комитета были поначалу самыми наилучшими. Они желали разрешить еврейский вопрос в духе гуманности‚ и в журнале заседаний комитета появились такие слова: "Сколь можно менее запрещений‚ сколь можно более свободы... Везде‚ где правительства мнили приказывать‚ являлись одни только призраки успехов‚ кои‚ подержась несколько времени на воздухе‚ исчезали вместе с началами‚ их родившими... И в образовании евреев (следует) предпочесть средства тихого одобрения‚ возбуждения собственной их деятельности и пресечения только тех препятствий‚ кои зависят непосредственно от правительства и сами собой пресечься не могут". Державинское "Мнение" с его насильственными мерами становилось теперь излишним; Державин с возмущением говорил‚ что прочие члены комитета "набиты конституционным французским и польским духом"; вскоре он вышел в отставку и никакого участия в деятельности комитета уже не принимал.

Комитет решил пригласить в Петербург еврейских депутатов от всех губернских кагалов‚ чтобы выслушать их мнение‚ и этот факт поразил многих. “Сей Самодержец‚ – восхищался современник‚ – имеющий самовластное право располагать участью своих подданных‚ соизволяет еще вызвать депутатов... уничиженных несчастливцев для объяснения своих нужд!" К лету 1803 года депутаты съехались в Петербург‚ где обнаружили еврейскую общину в несколько десятков человек. Не имея права на проживание в столице‚ эта маленькая группа‚ тем не менее‚ вела общинную жизнь‚ содержала резника и хоронила умерших на отдельном кладбище. Среди петербургских евреев выделялся купец и поставщик армии Нота Хаимович Ноткин‚ первым записанный в книге общины как "уважаемый и почтенный Натан Ноте из Шклова".

Ноткин предложил комитету свой проект преобразования быта евреев – в противовес "Мнению" Державина с его насильственными мерами. Державин был за принудительное привлечение евреев к земледелию и фабричному труду‚ вплоть до ссылки в Сибирь‚ "в вечную работу в горные заводы и без жены"‚ – а Ноткин предлагал добровольное обращение к этим занятиям. Невозможно всех евреев обратить в земледельцев‚ считал он‚ "это нелепо... Нельзя всем вести одинаковый образ жизни. Евреи занимаются теми ремеслами‚ в которых другие не упражняются". Надо позволить им "в спокойствии сыскивать себе пропитание полезными трудами"‚ а для этого следует "преобразовать нечувствительным образом состояние сего народа‚ отвратить злоупотребления с его стороны‚ а главнейшим образом‚ уничтожить источник сих злоупотреблений – именно бедность".

В комитет присылали "прожекты" еврейской реформы и христиане‚ разные должностные и частные лица‚ чтобы‚ как написал один из них‚ "повергнуть к подножию престола скудные замечания свои". Предложений было немало‚ а некий отставной премьер-майор даже составил обширное "Мнение об употреблении евреев и якутов для пользы государственной". Каждый присланный проект заключал в себе необходимые насильственные меры‚ от которых "государство почувствует ощутительную пользу". Следовало только поселить евреев на казенных землях "при строгом наблюдении" за ними‚ и тут же "чрез хлебопашество произойдет открытие в недрах земных неисчерпаемых богатств"; "фарфоровая глина‚ разные красильные травы и тому подобное будут евреями при разрывании земель обнаружены"‚ а вновь созданные еврейские поселения "тем уже выгоды принесут для государства‚ что проходящие чрез степи войска...

не будут претерпевать нужды". Вряд ли Комитет по благоустройству евреев в то либеральное время всерьез рассматривал эти "прожекты"‚ но мнения еврейских депутатов он выслушал‚ изучил условия жизни евреев и составил пояснительную записку – итог собранных данных.

Преследуемые более восемнадцати веков‚ говорилось в той записке‚ устраненные от многих промыслов‚ обремененные податями‚ обреченные на ненависть народов‚ евреи не могли не заразиться пороками‚ которые признавались‚ быть может‚ прирожденными. Евреи лживы‚ плутоваты и хитры? Но когда хитрость служит единственным оружием против притеснителя‚ можно ли признавать ее за преступление? Евреи обманывают в торговле? Кому же обманывать‚ как не мелкому торговцу‚ почти всюду стесненному‚ подверженному многим незаконным поборам? Евреи враждебны к христианам? Но кто же способен терпеливо сносить рабство и тиранию‚ доходящие до бесчеловечия? Евреи ленивы и предпочитают легкие занятия? Это неверно. Подобно другим‚ они стремятся нажить побольше и работать поменьше; но ведь у еврея ничего нет‚ ему никто ничего не дает‚ и все – от высшей власти и до последнего чиновника – требуют от него всего‚ что заблагорассудится. Евреи безмерно множатся? Но этот упрек лучше всего свидетельствует о чистоте их нравов и их экономии. Да и почему вообще нужно более опасаться одного или двух миллионов евреев‚ чем такого же количества калмыков или армян?

В том же либеральном духе комитет высказался за преобразовательные меры‚ но когда подошел срок принимать решения‚ члены комитета – люди образованные и гуманные по тем временам – пожертвовали своими убеждениями ради собственных интересов. Они были крупнейшими землевладельцами‚ на которых работали бесплатно десятки тысяч крепостных крестьян – по два‚ три‚ а то и по четыре дня барщины в неделю‚ и потому члены комитета не решились признать себя и прочих помещиков виновниками нищеты в Западном крае. Они не смогли назвать истинную тому причину – полную закабаленность крестьянина‚ а взамен этого всю вину взвалили на "вредное" влияние евреев. Как будто это были разные люди: те‚ что начинали работу в комитете‚ и те‚ что ее заканчивали. Как будто не они недавно записали: "Сколь можно менее запрещений‚ сколь можно более свободы..." Красивые слова и добрые пожелания остались на бумаге‚ а взамен этого были узаконены жестокие и поспешные принудительные меры‚ чтобы пресечь "разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелию и промышленности в тех губерниях‚ где евреи обитают".

Девятого декабря 1804 года Александр I утвердил предложенное комитетом "Положение об устройстве евреев". Оно признавало право личной свободы евреев "под точным покровительством законов наравне со всеми другими российскими подданными"; никому не разрешалось "притеснять, ни даже беспокоить их в отправлении веры и в общей гражданской жизни ни словом, ни делом". Провозгласив эти либеральные принципы, новый закон тем не менее сохранил прежнюю черту оседлости в западных губерниях‚ добавив к ним окраинные губернии – Астраханскую и Кавказскую – для евреев-земледельцев‚ которые в будущем там поселятся. Для развития фабрик и ремесел закон отменил двойную подать с фабрикантов‚ ремесленников и земледельцев‚ но сохранил ее для остального еврейского населения‚ пообещав отменить в тот момент‚ "когда все вообще евреи в земледелии‚ мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание".

Закон постановил‚ что выборные должности в городском самоуправлении могли занимать лишь те евреи‚ которые умели читать и писать на русском‚ польском или немецком языках‚ хотя на эти должности избирались часто неграмотные христиане. Закон разрешил фабрикантам‚ ремесленникам‚ художникам и купцам приезжать по делам и на ограниченное время во внутренние губернии России, но лишь по особым "паспортам губернаторов"‚ как будто они выезжали за границу. Евреи просили отменить эти паспорта‚ которые непросто было получить‚ но им ответили‚ что без разрешения губернаторов "евреи-бродяги могли бы наводнить всю Империю".

Но самой жестокой оказалась тридцать четвертая статья "Положения". Она определяла крайний срок – первое января 1808 года‚ после которого "никто из евреев... ни в какой деревне и селе не может содержать никаких аренд‚ шинков‚ кабаков и постоялых дворов... ни продавать в них вина и даже жить в них". А это означало‚ что через самое малое время десяткам тысяч евреев следовало подняться с насиженных мест‚ переселиться из деревень в города и потерять все средства к существованию.