Психология и мотивации поведения Сталина
На модерации
Отложенный
Еще раз повторюсь – мотивация и психология поведения Сталина до 1945 года и после – совершенно различны.
Сталин был едва ли не самым неприемлемым кандидатом на пост главы страны из всех лидеров большевистской партии – и он это хорошо понимал, судя по его действиям. Он понимал, что такой как он не может стоять во главе России – низенький, невзрачный, сухорукий. не совсем понимающий русский грузин, сын сапожника и прачки с богатым уголовным прошлым. Плохо образованный. Ленин по крайней мере был русским, интеллигентом и дворянином, он был умен, образован, имел живой и острый ум. Троцкий был евреем, но он великолепно владел русским языком, и по отзывам его современников был невероятно харизматичен – живая динамо-машина. На их фоне Сталин осознавал свою ущербность и старался не лезть вперед – только во время войны он принял пост председателя Совета министров. Больше всего он боялся, что откроется дверь в его кремлевском кабинете и кто-то строго спросит – а ты что тут делаешь? Он был самозванцем и понимал это.
Сталин был кавказским человеком и это много объясняет в его поведении – он был жесток, гневлив, мстителен. Но он понимал, что кавказец не может возглавлять ни русскую партию, ни русское государство, и потому он научился не выдавать своих эмоций. Для этого – он привык медленно и негромко говорить, быть скромным в жестах, очевидцы замечали, как медленно и тщательно Сталин набивает трубку. Но в его душе все кипело – нарочитой медлительностью он не давал этому вырываться наружу, но это было с ним. Особенностью психологии Сталина было то, что его эмоции долго не проходили, он был эмоционально очень замедлен, замкнут, интравертен. Он чувствовал никак не проходящие гнев и злобу и эти чувства душили его.
Сталин был не более жесток, чем Ленин – а Ленин отличался звериной жестокостью, из Горок и из Кремля он постоянно требовал убивать, убивать, убивать. Но его жестокость была принципиально иной. Жестокость Ленина была связана с тем, что как раз Ленин хорошо знал Макиавелли – если надо причинить зло, то его надо причинять быстро и все сразу. Ленин торопился убивать, он хотел убить как можно больше людей и как можно быстрее, чтобы потом покончить с убийствами и, избавившись от неугодных перейти к строительству нового светлого мира. Ленин не ненавидел тех, кого приказывал убить – просто они мешали идти к этому светлому будущему, и с ними надо было покончить. В убийствах Сталина всегда было личное. Он ненавидел тех, кого приказывал убивать.
При этом Сталин понимал, что он обречен, что рано или поздно русский народ расправится с ним. Он пожил в низах, он хорошо знал русскую крестьянскую общину и прекрасно понимал, что крестьяне его не простят. То, что он превратил их в рабов, многих обрек на голодную смерть, загнал в лагеря - было вызвано жестокой необходимостью подготовки к войне в условиях дефицита всех видов ресурсов – но он знал, что ему все равно отомстят. То, что русский народ не отвернулся от него в сорок первом, отстоял страну и его власть – стало для него настоящим шоком: он удаляет от себя грузин, называет себя русским и как может, русский народ благодарит. Хотя век бы не видеть такой «благодарности».
Сталин был плохо образован, он тяжело и мучительно думал, из марксизма он знал только самые общие вещи. Но он был добросовестен, и тугодумство компенсировал старательностью и усидчивостью. Он все дела делал медленно и тщательно, боялся ошибиться. Интраверт, он не любил людей с другой психикой, болтун – для него была самая уничижительная характеристика. Но что ненавидел Сталин по-настоящему – так это предательство. Сталин ненавидел предателей, и не останавливался ни перед чем, чтобы уничтожить их. Он считал предательницей даже покончившую с собой жену – тем самым она предала его.
Человек грубый, малокультурный, Сталин мало в чем нуждался и ни от чего не испытывал удовольствия. Он питался самой простой пищей, носил самую простую и примитивную одежду, не был ловеласом. У него практически не было никаких культурных нужд, в качестве картин он вырезал из журналов понравившиеся ему портреты и картинки и вешал на стену. Фильмы он смотрел и некоторые из них любил - но не интересовался кино как таковым. Понравившиеся фильмы он мог смотреть по несколько десятков раз, но к новым у него интереса почти не было: при этом Сталин видимо верил, что лубочные фильмы адекватно отражают происходящее в СССР. Что происходит на самом деле – Сталин не знал и знать не хотел, пока это не угрожало ему и его власти. Милован Джилас вспоминал, что еще до ссоры Сталина с Тито, он был в кремлевском кинозале, смотрел фильм.
Там был и Сталин он комментировал происходящее вслух. Интеллигентного Джиласа поразила убогость и примитивность сталинских мыслей. Он жил на простой даче, один, при этом дача была двухэтажной, но второй этаж никогда не использовался. Помещения не делились по назначению, они были примерно одинаковыми, Сталин переходил из одного в другое. Работал, спал на диване или на кушетке. Мебель была самая простая, непритязательная. Сталин до конца жизни оставался подпольщиком, без имущества, готовый в любой момент бежать в том, в чем есть. Деньги он не копил и в них почти не нуждался – все, что ему было надо, было у него бесплатно, а надо ему было мало. О детях, о родственниках, об их будущем он не думал. Просто невозможно себе представить, чтобы Сталин украл что-то или взял взятку – с теми из соратников кто на этом попадался, он даже разговаривать не хотел, относился с презрением – хотя мог и не наказать, если человек был еще нужен.
Детей Сталин не любил, в том числе своих. Но пытался воспитывать – как мог, как должен был. Для Сталина «должен» было главным. Его требовательность начиналась с себя, первый, кому он не давал поблажки – был он сам.
Но у Сталина были и сильные качества. Он был последователен, методичен, требователен. Чутье на власть у него было звериным. Работал он добросовестно и истово, требуя того же и от других. Сталин понимал свою некультурность, и потому старательно всю жизнь занимался самообразованием, читал книги, пополнял свой багаж знаний – его нельзя было назвать образованным человеком, но багаж знаний он имел и регулярно его пополнял. Любимчиков у него не было, людей он не любил и расставался с ними без сожаления, как с отработанным материалом.
Если уж говорим про любимчиков, то надо затронуть важнейшее и удивительное качество Сталина, просто поразительное для руководителя такого уровня. Он не любил людей. Нет, не конкретных людей, он не любил людей вообще.
Это тем более удивительно, что человек с такими чертами характера как нелюбовь к людям не должен быть руководителем вообще. Для руководителя люди – это инструмент, такой же как для крестьянина трактор, а для рабочего станок. Он может манипулировать людьми, может наказывать их, может избавляться от них –но он не может их не любить. Это как математику не любить математику, а историку – историю. Но Сталин людей не любил. Его отношение к людям колебалось от настороженного недоверия, до тщательно скрытой лютой ненависти. У Сталина никогда не было команды. У Сталина не было учеников – он сам всегда пресекал такие разговоры, говорил – у товарища Сталина нет и не может быть учеников, мы все ученики великого Ленина. Сталин никогда и никого не прикрывал, не спасал от инициированных им же репрессий. Никогда и ничего не прощал.
Это тем более удивительно на фоне всех остальных. Ленин, например, просто обожал людей, он буквально влюблялся в людей, которые чем-то его привлекли, и делал для таких людей все. Троцкий в шутку говорил, что у Ленина «очередной роман». Троцкий так же любил людей, любил своих товарищей, много им позволял (например, жить как барам в нищей и голодной стране, тратить валюту на поездки на курорты за границу, когда в Поволжье люди мрут как мухи - это называлась «забота о товарищах»), покрывал их проступки и преступления. У Брежнева как отмечают наблюдатели – сильнейшей его чертой как руководителя было «коллекционирование людей» - он воспитывал людей, он мог годами разбираться в человеке и, разобравшись, так же тщательно подбирал для него место. Брежнев точно так же и покрывал своих соратников, их Мерседесы и бриллианты – разумеется, если они были верны ему и тащили свой воз работы. Александр III любил людей, когда его любимец Витте решил жениться на женатой тогда еврейке, в нарушение всех законов, император написал – женитесь хоть на козе, только приступайте к работе. Сталин людей не любил, не имел своей команды, не мог мотивировать их, потому что не умел. Сталин был заложником аппарата в той же мере, в какой аппарат являлся заложником Сталина, сталинское Политбюро походило на крысиную стаю, нежели на команду единомышленников. Ничего удивительного в том, что у Сталина не было преемника, а сталинизм рухнул, едва только Сталин умер.
Почему именно такой человек как Сталин встал у руля. Он был не один, он был выразителем целого класса «людей без имени», серой чиновничьей рати, которая заинтересована была взять революцию под контроль. Ей и нужен был только такой человек как Сталин. Сталин революцию продолжать не мог, он не мог придумать ничего нового.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Не жалей, у нас еще все впереди...
Комментарий удален модератором
Сталин в это время кончал духовную академию
По уровню образования эта духовная академия равнялась 4-м классам начальной школы..
А свои университеты Оська проходил, когда грабил поезда, банки....
--
когда его читаешь, что то говорит о другом...
Дневник двоечника Джугашвилы...
Чему эта русофобская тварь научилась? Грабить инкассаторов и понеслось - страну, народ?
Куда подевалась личная библиотека Сталина? Уровень неумного школьного сочинения.