Малоизвестная картина Перова, перед которой остановился папа римский

На модерации Отложенный

Фрагмент картины Перова, о которой пойдёт речь.

Фрагмент картины Перова, о которой пойдёт речь.

Недавно на телеканале "Спас" вышло большое интервью с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Среди прочего речь зашла о картине Василия Перова, которая заняла своё место в постоянной экспозиции Третьяковки только в 1990-е годы (а до этого была в запасниках). Это "Моление о чаше" Василия Перова, которого большинство знает по душераздирающей картине "Тройка" или по довольно весёлым "Охотникам на привале".

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Третьяковская галерея

Василий Перов. Охотники на привале. 1871. Третьяковская галерея

 

Это перовское "Моление о чаше" стало одной из центральных картин на выставке, "Русский путь: от Дионисия до Малевича", которая была представлена в 2018 году в Музеях Ватикана. Зельфира Трегулова на правах одного и кураторов выставки проводила экскурсию по ней для папы римского Франциска I. Он остановился перед тремя картинами (кроме "Моления о чаше", это были ещё "Христос в пустыне" Крамского и портрет Достоевского кисти Перова) и сказал: "Я никогда не видел такой живописи".

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).

1878. Холст, масло. 157 х 244.5 см. Третьяковская галерея

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Третьяковская галерея

Василий Перов. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872. Третьяковская галерея

"Он стоял перед этими картинами гораздо дольше, чем требовалось по протоколу, - вспоминает Трегулова. - Он действительно вникал в это невероятную силу высказывания - и художественного, и общечеловеческого, и общехристианского".

Моление о чаше - один из эпизодов Страстей Христовых и популярный в религиозной живописи сюжет: перед арестом Иисус молится - и в молитве проявляет свою человеческую суть, показывает страх смерти. Содержание молитвы известно даже атеистам - например, по строкам из стихотворения Бориса Пастернака:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

На этой картине мы не видим лица Христа - он буквально прижат к земле тяжестью своей судьбы, неотвратимостью грядущего финала. Но в том же 1878-м Перов приступил к картине "Снятие Христа" (она так и осталась незавершённой) - на ней лицо можно рассмотреть.

 

Василий Перов. Снятие с креста. 1878. Третьяковская галерея

 

Василий Перов. Снятие с креста. 1878. Третьяковская галерея