Чтобы остановить Иран, Израилю нужно работать с Байденом, а не против него

На модерации Отложенный

Нет сомнений в том, что администрация Байдена заинтересована в изменении соглашения и его укреплении таким образом, чтобы заблокировать путь Ирана к созданию бомбы.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ЦАХАЛа генерал-лейтенант. Авив Кохави.

 

У Израиля и США одна общая стратегическая цель: не дать радикальному режиму Ирана получить ядерный потенциал.

 

Обычно на этом соглашение между двумя странами по этому поводу заканчивается. 

Каждый из этих двух близких союзников придерживается совершенно разных позиций в отношении пути, ведущего к достижению их общей цели.

 

 

 

За последнее десятилетие Вашингтон и Иерусалим существенно разошлись во мнениях по пяти основным мировоззрениям:

 

1. Восприятие угрозы

 

В Израиле считают, что если Иран получит ядерное оружие, это создаст реальную угрозу для Государства Израиль. 

США, с другой стороны, не разделяют эту точку зрения и не считают ядерный Иран реальной угрозой.

 

2. Национальные травмы влияют на принятие решений

 

На израильских лидеров сильно влияют воспоминания о Холокосте,

 Американцев болезненно воспоминают о двух, казалось бы, бесконечных войнах на Ближнем Востоке.

 

 

 

3. Полный ядерный потенциал

 

Израиль стремится к достижению широкого диапазона безопасности, начиная от взрыва Ираном бомбы и заканчивая достижением ядерного потенциала.

США - даже если они не заявляют об этом официально - согласны с тем, что Иран достигнет порога ядерного потенциала, пока он не может построить бомбу.

 

4. Готовность США

 

Администрация США считает, что она сможет помешать Ирану создать бомбу, вступив в военные действия - даже если это произойдет в последнюю минуту. 

 Израиль верит в возможности американцев, он не очень уверен в решимости и готовности США осуществить такой шаг. Один из примеров - горький опыт с Северной Кореей.

 

5. Вероятность начала войны

 

В  Вашингтоне преобладает мнение, что альтернативой подписанию соглашения с Ираном является война.

 

В Иерусалиме,  руководство считает, что продолжающееся давление на Иран приведет к свержению режима аятолл или заставит Иран подписать лучшее соглашение.

 

Израиль считает, что военное пресечение ядерной деятельности Ирана в качестве крайней меры не приведет к войне. 

 

Для справки, было уничтожение ядерных реакторов в Ираке и Сирии, а также убийство американцами Касема Сулеймани и ряд конкретных воздушных атак, которые не переросли в полномасштабную войну.

 

 

В СВОЕЙ предвыборной кампании президент Джо Байден пообещал возобновить ядерную сделку с Ираном. Это продолжение наследия, оставленного демократической администрацией президента Барака Обамы, и ряд самых высокопоставленных должностей в новой администрации занимают лица, участвовавшие в формулировании первоначального соглашения с Ираном в 2015 году.

 

В современном Вашингтоне преобладает атмосфера попыток свести на нет все шаги президента Дональда Трампа, включая иранское соглашение.

 

Однако высокопоставленные чиновники в администрации Байдена знают, что ядерная сделка с Ираном была основана на сомнительных предположениях, несбывшихся надеждах и на ошибочном убеждении, что иранский ядерный проект не был таким масштабным, как позже выяснилось.

 

Более того, нет никаких сомнений в том, что администрация Байдена заинтересована в изменении соглашения и его укреплении таким образом, чтобы заблокировать путь Ирана к созданию бомбы.

 

В результате перед лидерами в Вашингтоне в настоящее время стоит проблема: как вернуться на дипломатический курс, который будет сосредоточен в основном на том, как вернуться к ядерному соглашению 2015 года, и в то же время обеспечить, чтобы впоследствии был процесс, в котором обе стороны будут работать над улучшением соглашения.

 

План также состоит в том, чтобы принять во внимание понимание и факты, которые стали ясны после подписания соглашения, а также в свете обещания администрации проконсультироваться с союзниками США на Ближнем Востоке, которые считают соглашение весьма проблематичным.

 

У Израиля есть два варианта:

1)  вернуться на позицию, которую он занимал в 2015 году, и резко критиковать американцев за возвращение к сделке с Ираном,

- одновременно призывая администрацию Байдена продолжать продвигать свою политику «максимального давления», которую продвигали Администрация Трампа.

 

Первые признаки такого подхода были услышаны в прошлом месяце в речи начальника штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенанта. Авив Кохави из Института исследований национальной безопасности.

 

Такая политика, ослабит влияние Израиля на позицию американцев, а также нанесет ущерб способности Израиля продвигать любые поправки к соглашению. 

Парадоксально, но такой подход может также побудить США восстановить первоначальное соглашение.

 

2) Второй и предпочтительный вариант - это вести тихий и сдержанный диалог с администрацией США, чтобы подтвердить общую цель, которая состоит в том, чтобы не дать Ирану когда-либо получить ядерную бомбу, и вместе разъяснить политику, которая должна быть реализована для того, чтобы цель должна быть достигнута и длиться долго.

 

 

Важно, чтобы Израиль и США вели честный и профессиональный диалог по вопросам, которые должны быть изменены в соглашении, включая удаление раздела, касающегося даты истечения срока действия соглашения; наблюдение в любом месте и в любое время; прекращение ядерных исследований и разработок; и пересмотр оружейной деятельности.

 

Стратегическая цель диалога между Израилем и администрацией США должна включать формулировку подробного «параллельного соглашения», которое будет охватывать как краткосрочную, так и долгосрочную перспективу. 

Кроме того, необходимо разработать план совместных действий на тот случай, если оптимистическая оценка американцами соглашения как эффективного средства сдерживания иранской ядерной программы окажется ошибочной.

 

Это параллельное израильско-американское соглашение должно включать в себя пункты соглашения в отношении красных линий, которые не должен переходить Иран, стимула для исправления и улучшения соглашения в будущем, а также сдерживания негативной деятельности, осуществляемой Ираном в будущем. Ближний Восток в свете ядерного соглашения.

 

И, наконец, Иерусалим и Вашингтон должны договориться об усилении военной альтернативы Израиля и повышении доверия к американскому варианту, оба из которых имеют важное значение для успеха дипломатического подхода.

 

Автор является исполнительным директором Института исследований национальной безопасности (INSS). С 2006 по 2010 год он занимал должность начальника военной разведки ЦАХАЛ.