Первая международная кампания против антисемитизма
На модерации
Отложенный
181 год назад, 5 февраля 1840 года, в Дамаске бесследно исчезли монах-капуцин отец Томмазо из Сардинии и его слуга Ибрагим Амара. В тот же день по городу пронесся слух, что их убили евреи с тем, чтобы использовать христианскую кровь для выпечки мацы. Губернатор Дамаска потребовал от евреев города в течение трех дней выдать тела убитых. В противном случае им грозила суровая кара.
Монаха и его слугу в последний раз действительно видели в еврейском квартале. Они отправились туда, чтобы расклеить объявления о распродаже имущества одного из членов христианской общины. Полицейские, отправившиеся в еврейский квартал, обнаружили только одно такое объявление – на стене дома парикмахера Шломо Негрина. Это вызывало их подозрение – значит, дальше «бадре Тома», как называли его арабы, и Ибрагим Амара не продвинулись. Двадцатилетний парикмахер был немедленно арестован. В тот же день были арестованы еще восемь евреев, занимавших видное положение в дамасской общине.
Из разнесшегося слуха о том, что полиция задерживает евреев, жители Дамаска сделали вывод о том, что подозрения в ритуальном убийстве подтвердились. В городе начались волнения. Евреев начали избивать на улицах. В деревне Джобар (входящей сегодня в городскую черту Дамаска) толпа ворвалась в синагогу и осквернила Свитки Торы. Аресты евреев, тем временем, продолжились. Подследственных допрашивали с пристрастием, жестоко избивая и лишая сна. Не выдержав мучений, два человека скончались под пытками. После этого оставшиеся в живых признались в якобы совершенном ими преступлении. Один из них, торговец Моше Абулафия, также заявил о переходе в ислам. Однако узнать место захоронения убитых властям так и не удалось. Выбитые под пытками признания не приблизили следствие к раскрытию тайны исчезновения отца Томмазо и его слуги.
28 февраля в канализационном стоке в еврейском квартале были обнаружены истлевшие останки неизвестного происхождения. Однако полиция тут же провозгласила, что они принадлежат убитому монаху. По улицам Дамаска прошла массовая похоронная процессия. Найденные останки были с почестями захоронены, а на установленной на месте их погребения могильной плите была выбита надпись: «Здесь покоится отец Томмазо из Сардинии, миссионер-капуцин, убитый евреями 5 февраля 1840 года».
Мраморная доска с аналогичной надписью появилась и на стене францисканской церкви в Дамаске. Она сохранилась в неприкосновенности до сегодняшнего дня.
Но на захоронении якобы принадлежавших монаху останков местные власти (Сирия с 1831 года находилась под управлением Египта) не остановились. Они потребовали выдачи крови убитых. Для того, чтобы оказать давление на общину, власти захватили в качестве заложников 63-х еврейских детей в возрасте от 3 до 10 лет. Крови в итоге найти не удалось. Измученных детей вернули семьям, и в мае 1840 года дамасский суд объявил приговор. В двойном убийстве были признаны виновными 12 евреев, двое из которых скончались в ходе следствия. Оставшиеся 10 были приговорены к смертной казни.
Однако в это время в Европе и в Америке уже развернулась кампания в защиту дамасских евреев. Значительную роль в ее организации сыграл австрийский консул в Алеппо Элиягу Пикотто, который обратился к египетскому правителю Мухаммеду Али с призывом остановить творящийся в Дамаске кошмар. Большая статья с осуждением кровавого навета появилась на страницах лондонской «Таймс». Британский финансист и филантроп Моше Монтефиори собрал представительную делегацию, которая отправилась в Александрию на переговоры с Мухаммедом Али. В ее состав вошли консул Великобритании в Дамаске Чарльз Черчилль, французский адвокат Адольф Кремье, датский миссионер Ханс Николайсен, франко-немецкий ориенталист Соломон Мунк. В это же время в шести городах США прошли массовые демонстрации в поддержку дамасских евреев. Американский консул в Египте заявил официальный протест от имени президента Мартина Ван Бюрена. Это была первая в истории масштабная международная кампания, направленная против антисемитизма и жестокости.
В результате египетский правитель был вынужден уступить. 28 августа следствие по делу об убийстве в Дамаске было прекращено, все осужденные были освобождены. В своем указе Мухаммед Али особо подчеркнул, что это является актом справедливости, а не милостью властей. Спустя два месяца Османская империя восстановила контроль над Сирией, вытеснив оттуда египтян. 6 ноября 1840 года султан Абдул-Меджид I официально запретил судебные процессы на основе «кровавого навета» и провозгласил обвинения евреев в употреблении христианской крови клеветой.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором