Хазарская тайна

На модерации Отложенный
Хазарская тайна

 

 

«Хазария» — так мы называем государство, возникшее в середине седьмого века на Северном Кавказе и в низовьях Волги и просуществовавшее примерно до 970 года, что делает его одной из самых долгоживущих степных империй, отмечает обозреватель американского издания Tablet Дан Шапира, преподаватель кафедры истории Ближнего Востока Университета имени Бар-Илана.

 


 

Термин «хазары» неоднозначен. Как и государство Чингисхана, Российская империя, СССР, и Речь Посполитая, Хазарское царство было многонациональным. Мы не знаем, насколько оно состояло из собственно хазар и его точное происхождение. Когда мы говорим «хазары приняли иудаизм», мы не можем быть уверены в том, о ком именно идет речь — о собственно хазарах или также об аланах, волжских булгарах или восточных славянах.

Первые сведения о настоящих хазарах датированы второй половиной VII века, когда они выходят на историческую сцену, разрушая соседние государства, и, возможно, даже государство своих кровных родственников и языковых братьев, булгар.

Победа хазар над булгарами привела к переселению булгар в такие места, как Мёзия (территория нынешней Болгарии), территория современного Татарстана, ущелья Северного Кавказа, где еще можно найти балкарцев (или малкарцев), и даже в Венгрию и Италию.

 

00d47c8487a360ac3d084ee6da5042aebe4122d1-1322x1839.jpg

Фрагмент сцены битвы из «Зафар-наме» (рус. «Книга побед») Шарафаддина Язди, 1485–1486, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

 

В результате изгнания булгар из Великой Булгарии и была основана Хазарская империя, на территории между реками Дон и Кубань. Как и любая другая империя, Хазария была многонациональной, и это означает, что имперское племя или нация были обречены на исчезновение, как выразился сербский писатель Милорад Павич. «В Хазарии было много народов, но не было собственно хазарского народа». Перу Павича принадлежит роман «Хазарский словарь», вдохновением для которого послужила двухтомная докторская диссертация американского историка Питера Бенджамина Голдена, опубликованная в Будапеште в 1980 году и являющаяся по своей сути словарём из почти 200 хазарских или родственных слов.

Несмотря на эту выдающуюся работу, мы не знаем, на каком языке говорили сами хазары. Некоторые авторы арабского происхождения утверждали, что хазарский язык был похож на тюркский. Другие считали, что хазарский язык не похож на персидский или тюркский и вообще является изолированным. Можно полагать, что хазарский язык принадлежал к той же небольшой подгруппе тюркских языков, что и турко-булгарский язык, мертвый язык тех булгар, которые бежали в нынешние Болгарию и Татарстан, или чувашский язык. В то же время есть мнение, что хазары говорили на языке славян. Именно так сказано в старейшем источнике ранней польской истории времен князя Мешко I (около 930–992).

 

cde7ef4c93428d9ac3339453d4410c1b4a60b466-1018x1003.jpg

Хазарская монета (т.н. «Монета Моисея»), Музей «Сокровища викингов», Висбю, Швеция

 

 

Известны две арабо-хазарские войны, длительные и кровопролитные, Первая арабо-хазарская война (около 642/652 г.) и Вторая арабо-хазарская война (около 722–737 гг.). Говорят, что хазары препятствовали распространению ислама в Восточной Европе, но это далеко не так. На самом деле два византийских императора (Юстиниан II и Константин V) были женаты на хазарских принцессах. У одного из них было прозвище Хазар.

Одним из главных городов у хазар был Семендер на каспийском побережье Северного Кавказа (территория современного Дагестана). Название этого города связано с названием сербского городка Смедерево, известного своими иудео-аварскими реликвиями. Еще одним хазарским городом, бывшим когда-то их столицей, был Беленджер, расположенный между Дербентом и Семендером, или же недалеко от Буйнакска.

Хазарам принадлежала крепость Саркел, что означает «Белый дом». Эта цитадель, возможно, имела то же значение, что Белая Вежа, «Белый лагерь» (или «Белая башня») в Повести временных лет. Эта хазарская крепость была построена византийским инженером Петронасом Каматеросом, которого тогдашний император Феофил послал на помощь своим хазарским союзникам против общих врагов — вероятно, протомадьяр.

Крепость Саркел была построена в середине 840-х годов на основной переправе между Доном и Волгой.

Археологи обнаружили на месте рисунки, похожие на еврейские символы. Возможно, эта крепость была взята дружиной киевского князя в конце 960-х годов. В Повести временных лет упоминается Белая Вежа, а её жители описаны как полунезависимые от Киева, но вмешивающиеся во внутренние дела Киевской Руси. Были ли эти люди потомками хазарских воинов или нет — до сих пор вопрос.

14416037.jpg

Самый важный город хазар, их последняя столица, лежал на обоих берегах низовья Волги; некоторые считают, что это было место Самосделка, где в последнее десятилетие ведутся интересные археологические работы. Этот город состоял из трех изолированных частей: западной (на западном берегу Волги), восточной (на восточном берегу реки) и острова, на котором хазарский правитель построил свою резиденцию из кирпича (никто другой не смел пользоваться такими привилегиями). Обычно считается, что город назывался Итиль, что по-тюркски означает «большая река». Некоторые авторы, пишущие на арабском и персидском языках, называют его по-другому: Хазаран, Хамлидж, Ханбалык или Саригшин.

Как уже говорилось, в центре реки находился остров. Один византийский источник называет этот остров Атех, что, очевидно, является ошибкой переписчика; это должен быть конечно «Ател». Однако именно эта ошибка дала имя хазарской принцессе Атех в «Хазарском словаре» Павича.

Между 733-746 годами в Атиле была расположена резиденция епископа. Молодой араб из Багдада по имени Або, принял христианство в Атиле около 780 года. Позже он вернулся в Тифлис и был казнен за отступничество от ислама. Святой мученик Або Тбилисский теперь считается святым покровителем столицы Грузии.

В 780 г. к хазарам был послан епископ в качестве миссионера. Хазары-нехристиане были описаны в Житии Або как «Хазары, сыны Магога». По словам Иегуды Галеви, средневекового еврейского поэта и философа, хазарский каган, обратился в 740 г. в иудаизм, но книга Галеви «Кузари», является чисто философской работой, и дата, которую он устанавливает для обращения хазар в ислам, за 400 лет до написания своей книги, означает просто «очень давно».

Некоторые арабские историки полагают, что евреи, преследуемые в Византии, бежали в Хазарию. Они нашли там группу умелых, но неискушенных людей, которым предложили свою религию. Предположительно, хазары сочли эту религию лучше их верования и приняли ее. Говорят, что евреи в большом количестве прибыли в Хазарию из Византии из-за преследований во времена правления императора Романа I Лакапина (920–944).

В 830-х годах в Хазарии чеканили монеты с арабским текстом: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Муса (Моисей) — Его посланник». Эти монеты могут служить свидетельством того, что хазары — или какая-то их часть — обратились в иудаизм.

В 860 году византийский император Михаил III и яростный противник Рима патриарх Константинополя Фотий послали двух братьев-монахов, Константина и Мефодия, чтобы обратить хазар в христианство. Однако их миссия провалилась.

В арабских текстах первой четверти X века говорится, что хазары и их правители были иудеями, но приняли иудаизм лишь недавно. Евреи были самой малочисленной религиозной общиной в Хазарии, где мусульмане, христиане и язычники составляли большинство.

На первых страницах Повести временных лет есть несколько упоминаний о хазарах: хазары обложили налогом несколько древнерусских княжеств, в первую очередь Киевское. В 965 году, согласно Повести, язычник Святослав, великий князь Киевский, сын княгини Ольги (ставшей христианкой), воевал с хазарами, выступившими против него со своим князем (каганом). Святослав победил и взял город Белая Вежа. Святослав тогда вел войну с Дунайской Болгарией, в 967 году, согласно Повести, и, потерпев поражение, погиб в 972 году на обратном пути.

В двух арабских источниках говорится, что русичи разрушили хазарскую столицу Итиль и города Хазаран и Семендер в 968–969 гг., а также Булгар на Волге, мусульманское образование, имеющее сложные отношения с Хазарией.

Историк Ибн Мискавейх, говорит, что в 965 году отряд турок напал на Хазарию. Хазары призвали к военной помощи хорезмийцев, своих основных торговых партнеров. Хорезмийцы ответили: «Если вам нужна наша помощь, вы должны принять ислам». Хазары согласились, за исключением кагана. В конце концов каган тоже обратился в ислам. В 985 году аль-Мукаддаси, еще один выдающийся историк, писал, что жители Хазарана больше не евреи, а мусульмане.

Русский историк Николай Михайлович Карамзин утверждал, что государство Киевская Русь было сформировано из Хазарии и хазарское «иго» имело свои плюсы для восточных славян. Хазарское иго можно было противопоставить монгольскому игу, из-за которого, как утверждал Карамзин, России было необходимо самодержавие.

Нелли Рувинова