Война теней: разведчики, не допустившие нацистов в Палестину
На модерации
Отложенный
В последней книге израильско-американского журналиста Гершома Горенберга рассказывается о засекреченных взломщиках кодов, которые помешали немецким войскам достичь сердца Ближнего Востока.
Когда Гершом Горенберг проводил изыскания в тихих комнатах Британского национального архива, были моменты, когда ему хотелось кричать от радости.
«Это стало бы непродуманным шагом», – пошутил Горенберг о том, с каким трудом он каждый раз подавлял это желание. Но было трудно сдержать волнение каждый раз, когда он обнаруживал ключевую деталь для своей последней книги «Война теней: взломщики кодов, шпионы и тайная борьба за изгнание нацистов с Ближнего Востока», которая сегодня попала на полки магазинов.
Горенберг, автор и обозреватель The Washington Post и американского политического журнала The American Prospect, провел пять лет, путешествуя по земному шару от Рима до Лондона, от Каира до Калифорнии, чтобы собрать в архивах материалы и доказанные факты для своего исследования. Он положил в основу своей «Войны теней» фантастически интересную интригу: неизвестные планы нацистов по вторжению в самое сердце Ближнего Востока. В захватывающем ритме шпионского триллера, с помощью многочисленных персонажей, как имеющих реальных прототипов, так и выдуманных, Горенберг отправляет читателей в путешествие к центру самого неизученного фронта Второй мировой войны.
«Существует своего рода флер невежества в отношении войны на Ближнем Востоке во время Второй мировой войны, – сказал Горенберг Jewish Insider в недавнем телефонном интервью из своего дома в Иерусалиме. «Даже когда люди осознают, что Ближний Восток на протяжение всей истории является зоной боевых действий, существует европейское представление о войне, где воюют армии, а скрытые действия не учитываются».
В действительности, как он рассказывает в 482-страничной книге, в первые годы войны были моменты, когда «казалось, что нацисты могут приблизиться прямиком к границам Подмандатной Палестины и ее сотен тысяч евреев с запада – через Египет, или с севера – через Сирию, или с воздуха».
Он рассказывает о мужчинах и женщинах, которые провели войну не на передовой, а в глубоком тылу, отслеживая, перехватывая и взламывая зашифрованные сообщения для сбора разведданных, которые позволили остановить нацистское вторжение в Средиземноморье. Большая часть действий в книге происходит в том самом Блетчли-парке, где работал Алан Тьюринг, – большом особняке в английской сельской местности, где предпринимались сверхсекретные британские усилия по захвату и расшифровке нацистских посланий.
Судьба Тьюринга хорошо известна во многом благодаря фильму «Игра в имитацию», где его сыграл Бенедикт Камбербэтч. А на памятнике Тьюрингу в Блетчли-парке в Манчестере написано: «Алан Мэтисон Тьюринг. Отец информатики, математик, логик, взломщик военных шифров, жертва предрассудков».
«Если бы немецкий генерал Эрвин Роммель выиграл битву при Эль-Аламейне в Египте в 1942 году, – говорит Горенберг, – судьба евреев Ближнего Востока была бы совершенно иной.
И, несомненно, у нас не было бы этого разговора в Иерусалиме, если бы не успехи разведки в Блетчли-парке, повлекшие за собой невероятное героическое событие в Эль-Аламейне».
«Мне пришлось очень глубоко погрузиться в понимание особенностей криптографии, которая использовалась во Второй мировой войне», – говорит в Горенберг. Почти детективная работа в британских и американских архивах привела его в дома детей и внуков тех расшифровщиков, и «у них были документы на чердаках, про которые они забыли».
«Чтобы раскрыть тайну неудачи нацистов в Египте в 1942 году, чтобы создать правдивую и точную картину, нужно было сопоставить документы разных стран», – рассказывает Горенберг. – Найти подлинные документы одной страны и выяснить, как они фигурируют в шпионских документах другой страны, и как это – после перехвата радиопосланий – обнаруживается в шпионских документах третьей страны, а затем сопоставить это с решениями, которые принимали генералы и национальные лидеры».
Горенберг провел лишь несколько интервью для книги, поскольку большинство значимых фигур уже умерли. Но он встретился с журналистом и писателем Хаимом Гури, бывшим членом Пальмаха, и Ури Авнери, бывшим членом Кнессета, который служил в Иргуне. Двое бывших солдат, которые оба умерли в 2018 году в возрасте 94 лет, «смогли рассказать мне о том, на что был похож этот период в Палестине и до какой степени тогда люди ожидали вторжения нацистов в любой момент».
Книга Горенберга полна неизвестных фактов, которые могут стать неожиданностью даже для заядлых любителей истории Второй мировой войны и Ближнего Востока. Например, в 1940 году Италия провела серию бомбардировок Тель-Авива и Хайфы, в результате чего погибло более 200 человек. А бывший начальник штаба ЦАХАЛа Моше Даян получил свою культовую повязку на глаз в 1941 году в битве против французских войск Виши в Ливане.
Горенберг считает, что его книга не только рассказывает о шпионаже, но и служит более важной цели: «Я думаю, важно помнить, что Холокост не был ограничен Европой. Я думаю, что из уважения к пониманию нашей собственной истории важно включить эти факты в список для обязательного изучения».
В книге Горенберг напоминает о проявлениях Холокоста на Ближнем Востоке, которые, по его мнению, в значительной степени игнорируются. Италия отправляла ливийских евреев в концлагеря, тунисские евреи пострадали от французского правления Виши, а в Ираке в результате погрома 1941 года, получившего название Фархуд, погибло несколько сотен багдадских евреев, ставших «наименее известными жертвами нацизма».
У Горенберга есть теория относительно того, почему эти исторические факты сегодня гораздо меньше обсуждаются, чем события на фронтах сражений в Европе: «Потрясающие и мощные образы D-Day (высадка союзников в Нормандии во вторник, 6 июня 1944 года, ставшая крупнейшим морским вторжением в истории) и сражений советских войск в Европе заслонили то, что было до этого. Люди запоминают конец истории и не помнят ее начала».
Комментарии
Немцам нужна была только нефть Ближнего Востока,поскольку они захлебывались без топлива, бензин был только синтетический.
Так что в стратегическом отношении африканская победа возможно перевешивает и Сталинград и Курскую дугу, если хорошо подумать.
Коротко: при победе немцев, они контролируют полностью Средиземное море, англичане не могут высадиться в Сицилии и Италии, Италия не выходит из войны, Гитлер не отправляет две эсэсовские танковые дивизии, основную ударную силу немцев, в Италию.
Дальше неясно, но, скорее всего немцы бы догрызли оборону русских, потому что в момент прекращения наступления они прошли 150 километров на южном фасе и больше 50 на северном.
Это крах, но могли и не догрызть, потом РККА могла пустить в ход химическое оружие, словом, вариантов масса...
К эльАламейну нельзя относиться поверхностно, вполне возможно, это главное сражение Второй Мировой.