Врачи бегут из закрытых городов. Здоровье атомщиков под угрозой

На модерации Отложенный

Врачи бегут из закрытых городов. Здоровье атомщиков под угрозойФото: Rosatom / Globallookpress

Александр Саргин

Состояние системы здравоохранения в ЗАТО редко становится темой для обсуждения в прессе. Между тем сейчас ситуация такова, что сотни тысяч жителей "страны Росатом" лечатся в худших условиях, чем большинство граждан России. Все вопросы нужно задавать Федеральному медико-биологическому агентству – но ответов пока не слышно.

3 февраля Следственный комитет объявил в федеральный розыск бывшего исполняющего обязанности директора Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины (ФЦПиРОЯМ) Олега Козина. Это событие – не просто один из череды фактов борьбы с коррупцией в России. Есть мнение, что непорядок в Центре атомной медицины – всего лишь один из примеров большого непорядка в медицинском хозяйстве ФМБА в "закрытых городах" корпорации Росатом. 

История с географией

Так называемые закрытые города появились в СССР во время работы над созданием атомной бомбы в 1946–1953 гг. Времена были суровые, строгие, руководил "атомным проектом" Лаврентий Берия, а курировал работы сам Сталин. Надо сказать, что закрытые города в советское время снабжались на порядок лучше, чем обычные, и многие дефицитные товары и продукты, которые были пределом мечтаний для простого советского человека, имелись там в свободной торговле.

Вообще уровень благоустройства этих городов был зачительно выше среднего, также была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания, в том числе и медицинского.

 

https://vk.com/video-75679763_456258027

 

Шли годы, почил в бозе Специальный комитет по использованию атомной энергии, которым в то напряжённое время руководил Берия, и в стране появилась госкорпорация "Росатом". Казалось бы, уж что-что, а эта структура, которая осуществляет громадные и выгодные проекты не только в России, но и за рубежом, будет поддерживать уровень жизни в закрытых огородах, но, как мы понимаем, наступила эпоха рыночных отношений и появилось Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА РФ). Эта структура осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.

История с соцопросом

В конце прошлого года прошел круглый стол "Проблемы здравоохранения в закрытых городах", на котором были оглашены результаты анализа ситуации "по оказанию медицинской помощи на территориях присутствия предприятий атомной промышленности на протяжении 2016–2019 гг." Понятно, что уже наступила эпоха пандемии СOVID-19, но и без присутствия этого коварного и широко разрекламированного вируса ситуация с медицинским обслуживанием в тех городах, где имеются предприятия атомной промышленности, выглядит удручающе. Вот результаты проведённого в 2020 году социологического опроса "Оценка качества и доступности медицинской помощи на территориях присутствия госкорпорации "Росатом" (анкетный опрос 3525 жителей и 244 медицинских работников 16 городов. Проведён комиссией по здравоохранению Общественного совета госкорпорации "Росатом" с 7 октября по 6 ноября 2020 года), в котором было выявлено не только обострение имеющихся проблем в системе здравоохранения, но и появление новых:

В 2020 г. 82% пациентов считают качество помощи худшим по сравнению с другими городами России (в 2018 году так считали 39% из 20 опрошенных городов). В период эпидемии усилился дефицит финансирования системы здравоохранения, особенно первичной медико-санитарной помощи, при сохраняющемся отсутствии достаточных финансово-правовых условий для оказания поддержки со стороны госкорпорации "Росатом", регионов и муниципалитетов системе здравоохранения атомных городов, в частности, городов ЗАТО (закрытое административно-территориальное образоваание).

Выявлены ухудшение состояния материально-технической базы медицинских учреждений, усиление изношенности оборудования, недостаточный темп развития информационных, цифровых и телемедицинских технологий.

Неэффективная система управления медицинскими учреждениями на фоне истощения всех ресурсов в связи с пандемией привела к нарастанию дефицита медицинских кадров, снижению доступности и качества медпомощи, особенно в первичном звене здравоохранения.

На этом фоне отмечается рост количества медицинских работников с выраженными признаками эмоционального выгорания, что грозит оттоком специалистов из системы здравоохранения, снижением качества и продолжительности жизни, росту напряжённости между врачами и пациентами.

Все выявленные тенденции не только приводят к значительному снижению индекса здоровья и работоспособности населения, но и становятся причиной ухудшения общего социального климата на предприятиях атомной промышленности.

Мнение академика

А вот что думает по этому поводу советник РАН, депутат Госдумы III-V созывов, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ Сергей Колесников:

"Если у нас в стране ещё остался социальный подход, тогда нужно учесть все эти показатели и смотреть, где нужен народ, где нужны соответствующие учреждения, в которых он нуждается, и как должны быть обеспечены права этого народа. Ну а если закрытые города никому не нужны, тогда, извините, людям остаётся только бежать оттуда!

https://vk.com/video-75679763_456257297

 

"Росатом" – это корпорация, которая не находится на содержании государства, и она должна сама зарабатывать деньги. Вот она и делает это. Но ведь во времена рыночных отношений появляется искушение выполнять не социальные функции, а только экономические. Похоже, для этой корпорации медицина стала невыгодной, вот её и передали в муниципальные руки (впрочем, это было сделано во всей стране). Местные больницы, амбулаторные учреждения, поликлиники и т. п. были переданы местным властям. Но ведь у местной власти тоже нет денег на их содержание, потому что и там началась оптимизация. Вот и пошло сокращение учреждений, объединений, кадров, то есть был произведён расчёт экономической, а не социальной эффективности. К огромному сожалению, получается, что в закрытых городах постепенно начал снижаться и попросту исчезать высочайший уровень новейшей медицины, её уникальное снабжение, и действительно стали убегать люди, в том числе и высокие профессионалы.

Но если мы хотим, чтобы в Сибири и на Дальнем Востоке жили люди и выполняли сложные задачи, которые нужны государству, значит нужно обеспечить там приоритетное социальное обслуживание. Подчёркиваю, не в Москве, а именно там! А вот если этого не будет, то и не надо говорить, что у нас есть передовые закрытые города, академгородки и т. п. При таком отношении их не будет. Почему люди должны жить там, где для них не обеспечены основные жизненные функции?" 

Что ж, меняются эпохи, идут годы, вместо одних руководителей приходят другие. Был Спецкомитет, которым руководил Л.П. Берия, теперь есть ФМБА РФ, которым руководит Вероника Скворцова. Оптимизация – это дело такое, как палка о двух концах: с одного – некоторое увеличение зарплат медработников, с другого же - признаки эмоционального выгорания, отток специалистов из системы здравоохранения, снижение качества и продолжительности жизни, рост напряжённости между врачами и пациентами, ухудшение общего социального климата. Сможет ли Вероника Игоревна остановить исход из закрытых городов и некоторых других территорий – вопрос, который пока остаётся открытым.