Что символизируют цвета на православной иконе и почему это так важно в иконописи
На модерации
Отложенный
Момент написания иконы
Икону принято называть «окном в горний мир», именно поэтому в ней нет и не может быть ничего случайного – каждый предмет, жест изображённого святого и цветовой оттенок несут глубокий символизм.
Иерархия цвета в иконописи
В иконописи существует цветовая иерархия. Здесь приняты определённые цвета, каждый из которых несёт сакральный смысл. Наделяя образ цветом, художник вводит в него «софийную мудрость», раскрывая глубину содержания.
Господствующим цветом в иконописи признан золотой как символ Божьего присутствия, символа благодати, поэтому его применяют для создания фона и для изображения нимбов над головами святых.
Этот цвет можно увидеть также на одеждах Спасителя, Богоматери и святых, крыльях ангелов. Его используют для ассистов – штрихов, изображающих золотые лучи – нетварный Божественный свет. Нередко золото заменяют на жёлтую или охристо-жёлтую краски, несущие тот же смысл.
Донская икона Богоматери
Второй по иерархии – белый цвет. К нему обращаются, чтобы подчеркнуть незапятнанность, простоту и святость иконописного персонажа. Так изображают праведников – добрых и честных людей, а также чистые души, перешедшие в Вечность. Например, на иконе «Успения Богородицы» Её Божественный Сын принимает в руки ребёнка, завёрнутого в белые пелены – душу Пречистой Девы.
Икона Успения Богородицы
Синь означает безбрежность Неба, стремление к Богу, а также мудрость, откровение и сокровенность. Именно поэтому голубым и синим окрашивают одежды Спасителя и апостолов. Однако в первую очередь это Богородичные оттенки. Фоны храмовых росписей, посвящённые Богоматери, всегда содержат голубой цвет, как и Её одеяния.
Валаамская икона Богородицы
Красный и его оттенки – самые заметные и энергичные цвета. Это символы огня, тепла, горения, а также крови, пролитой за спасение человечества. Именно по этой причине в красных одеяниях на иконах предстают Христос и мученики, пострадавшие за веру. К нему прибегают для окрашивания крыльев серафимов – приближенных к Божьему престолу пламенных ангелов.
Существует и ещё одно назначение этого цвета – напоминание о мучениях грешников и страданиях ада.
Икона Архангела Михаила
Близкий к красному пурпур пришёл на Русь из Византии, где его широко использовали как цвет императора на земле. Следуя традиции, русских святых князей и царей на иконах стали облачать в подобные одежды.
Икона равноап. княгини Ольги
Зелень – цвет жизни, вечного обновления. Он присутствует на иконах в изображениях деревьев, виноградных листьев, травы, в противовес коричневому, напоминающему о бренности и тленности всего земного.
Икона Богородицы "Спорительница хлебов"
Коричневым окрашены голые холмы, бесплодные земли. Вместе с тем этот цвет – символ отречения от мира и смирения. Поэтому одежда отшельников, затворников и странников имеет коричневые оттенки.
Загадочный чёрный присутствует в иконе довольно редко. К нему прибегают для изображения могилы, пещеры. В сущности, чёрный – это отсутствие всякого света, поэтому он символизирует также Космос, глубину Вселенной.
Вифлеемская пещера на иконе Рождества Христова
Несмотря на то, что строгих рамок в использовании цветов не существует, всё же за столетия сложились определенные каноны, в пределах которых обычно укладывается цветовая гамма.
Эти требования не ограничивают творчество художника-иконописца, а, напротив, способствуют его профессиональному и духовному совершенствованию.
Прп. Андрей Рублев. Святая Троица
Чистота красок свидетельствуют о чистоте духовного состояния художника-иконописца – достаточно вспомнить творения преподобного Андрея Рублева.
Комментарии