Мироед или "крепкий хозяйственник" - история нелюбви к кулаку от царей к Советам.

На модерации Отложенный

В своих страданиях по России, Которую Мы Потеряли постперестроечные пропагандисты в отдельную когорту "невинно пострадавших от Советов" выделяли "опору страны, крепкого хозяйственника, лучшего человека русской деревни" или, иначе, кулака. Последней попыткой воспеть страданья "крепкого сельского хозяйственника" был сериал про Зулейху.

Пожалуй, стоит подробно разобраться как с этим персонажем, так и с развенчанием сладеньких баек о кулаке, у которого "ладонь не разжималась от перенапряжения")))))

Кулака не любили всегда. Еще при царях этих людей как-то не жаловали, причём не только "ленивые-неудачливые" односельчане, а цари, министры и помещики. С чего бы они-то так?

Кулаки - не с Марса прилетели и не самозародились, как правило, отечественное кулачество состояло из хлебных перекупов и "поднявшихся" старост деревень, управляющих поместьями, приказчиков и т. п - людей, оседлавших натурально-денежные потоки из села к представителям правящей верхушки, "решал" живших по принципу "нельзя мёд во рту держать и не попробовать". Коррупция и воровство - вот что обогащало этих людей. Ну и, конечно же, ростовщичество. Хотя ростовщичество активно порицалось православной церковью, одно дело - давать деньги под процент, и другое - одолжив зерна мешок требовать за него два. Это же не деньги, это же как бы "урожай". Нет зерна - есть отработка, так понемножечку и готов практически бесплатный вечно обязанный работник, а фактически раб. Пышным цветом расцвело кулачество после отмены крепостного права, но об этом ниже.

 

Красноречив в отношении кулаков словарь Даля:

*Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; ❘ перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговля, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лсн, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик,. Кулак без Бога проколотится, а без божбы не проживет.

Последнее - просто перл! Особенно в том плане, что ростовщичество - грех для православного.

Голод в аграрной стране, да еще и находящейся в т. н. "зоне рискованного земледелия" был явлением привычным, но от этого не менее страшным. Голодали даже в тех странах, где климат потеплее, а урожаи обильнее. Но отечественные кулаки и барышники этот голод эффективно усугубляли.

Страшный голод вследствие катастрофических погодных условий ознаменовал правление Бориса Годунова, но даже его царская воля и широкая благотворительность, по тому времени невиданная, с трудом смогла противостоять ушлым и жестоким в своей жажде наживы перекупам. Ему удалось уронить искусственно взвинченную цену в 30 раз, с 21 рубля за пуд до 70 копеек и разорить "умников". Можно предположить, что эти люди (а скорее нелюди) впоследствии активно поддерживали самозванцев в надежде "вернуть и приумножить".

Вне "форсмажорного" периода за рубль в те времена можно было купить 100 кур, 10 рубах, а шубейка из соболя стоила 70 копеек, а овчинный тулуп - 30 коп. Так что об аппетитах желающих нажиться на беде судите сами.

Царь Алексей Михайлович также боролся с кулаками, занимавшимися хлебным барышничеством во время голода. - указы от 1681, 1682 и 1691 годы. Продажа хлеба и госзапасов "по твердым ценам", гонения на "барышников".

От времен староглиняных переходим к более близкому нам историческому периоду.

Н. Г. Гарин -Михайловский, инженер, писатель, путешественник и помещик. Поместье прикупил на заработанные в 1883 году, и решил не только сам заниматься "просвещенным земледелием", но и научить ему крестьян, дабы облегчить их участь. Но местному кулачеству такие инициативы были так же противны, как впоследствии советские колхозы, а поэтому результатом которого стала серия поджогов. Сперва Михайловский лишился мельницы и молотилки, а затем всего урожая. Кулакам сытый и никому ничего не должный крестьянин не нужен!

Не нравились кулаки и министру земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолову. Отчего не нравились? Вот как он об этом писал:

в тесной связи с вопросом о взыскании упадающих на крестьянское население казённых, земских и общественных сборов и, можно сказать, главным образом на почве этих взысканий, развилась страшная язва нашей сельской жизни, в конец её растлевающая и уносящая народное благосостояние, — это так называемые кулачество и ростовщичество. При той безотлагательной нужде в деньгах, которая является у крестьян, — для уплаты повинностей, для обзаведения после пожара, для покупки лошади после её покражи, или скотины после падежа, эти язвы находят самое широкое поле для своего развития. При существующих, установленных с самыми лучшими целями и, быть может, вполне необходимых ограничениях в отношении продажи за казённые и частные взыскания предметов первой потребности крестьянского хозяйства, а также и надельной земли, правильного, доступного крестьянам кредита не существует вовсе./...../. Однажды задолжав такому ростовщику, крестьянин уже почти никогда не может выбраться из той петли, которою тот его опутывает и которая его большею частью доводит до полного разорения.

То, почему кулака называли на селе мироедом еще до всяких революций, теперь, полагаю, понятно.

 

Иллюстрация из открытых архивных источников

 

Иллюстрация из открытых архивных источников

Бывшие старосты и управители, обкрадывавшие как своих односельчан, так и помещиков, превратились в ростовщиков-вампиров, сосавших кровь из деревни.

 Но мало дать"в рост" зерно, надо и должок забрать с процентами. Для этого надобна сила, и возникают деревенские ОПГ из основы - кулаков и материально или еще как "повязанных" с ними подкулачников. Гарина- Михайловского, полагаю, не кулаки самолично жгли, они нашли, кого послать...

Высокая рождаемость, так нравящаяся отечественным любителям хруста французской булки, добавляла в эту картину новых красок. Как известно, после отмены крепостного права общинные пахотные земли стали делить "по едокам". С одной стороны это справедливо, с другой - стимулировало рождаемость. Если у тебя детей пятеро - одно дело, а если их 11 - то землицы у тебя будет побольше. Только вот в чем дело - общинной земли больше НЕ СТАНОВИЛОСЬ, И одно дело, когда с 1000 десятин кормится 300 человек, и другое - когда 600. С таким взрывным ростом населенности неурожай становился еще большей катастрофой, чем совсем недавно, при крепостном праве и более низкой рождаемости.

Кстати, именно эти наблюдения подвигли Столыпина на его реформу м программу по переселению. Но об этом как-нибудь в другой раз, я же о кулаках.

Когда началась Первая Мировая, царское правительство буквально через год столкнулось с нехваткой продовольствия. С одной стороны - любезнейшим союзникам по Антанте надо было кредиты на вооружение возвращать, и возвращать зерном (им свои армии тоже кормить надо), с другой - кормить собственную армию и города, в которых производят оружие и боеприпасы. А мужички-то на фронтах! И тут кулаки подсуетились, ибо, будучи настоящими рыночниками, они не хотели кормить армию и военные производства по т. н. "твердым ценам". Они банально скупали и прятали зерно, оставляя голодными армию и город. Когда монархисты и булкохрусты говорят о предательстве интересов Царя и Отечества, отчего забывают о кулаке?

В 1916 году была введена "царская продразверстка" или разнарядка, приведшая к волнениям на селе. В Воронежской губернии уездная управа, посчитав, сколько надо сдать, прослезилась:

"Размер данного на Воронежскую губернию наряда без сомнения является чрезмерно преувеличенным и фактически невыполнимым... так как выполнение его в полном объеме должно было бы повести к изъятию от населения всего хлеба без остатка».

Проблему унаследовало и Временное правительство, продолжавшее войну, нуждавшееся в продовольствии и имеющее в тылу кулака, прекрасно организовывавшего торговлю продовольствием "из-под полы" к немалой своей прибыли.

Это я к тому, что обвиняющие большевиков в голоде в постреволюционной России либо не знают, либо не хотят знать о том, что события 1921-22 годов имеют под собой основательный фундамент, помимо событий Гражданской войны (а белые специально вывозили и даже уничтожали зерно по принципу "так не доставайся же ты никому!") и неурожая.

Кулака унаследовала Советская власть, и ей пришлось решать проблему "крепкого хозяйственника" кардинально. Я напомню, что:

1. В СССР была запрещена эксплуатация человека человеком.
2. В СССР была запрещена ростовщическая деятельность.
3. В СССР не было права собственности на землю, земля была в бессрочном пользовании у тех, кто её обрабатывает.

По третьему пункту подробнее. Когда любители булок и рынка кричат, что "большевики обманули, земли в собственность не дали" они привычно лгут. Ларчик открывается просто - русский крестьянин и не представлял что это такое: единолично владеть землёй. Столыпинские реформы потому и не удались, что натолкнулись на непонимание и протест со стороны крестьян. Кстати, именно поэтому крестьяне после отмены крепостного права бунтовали, т. к. их освободили и, выяснилось, что земелька-то их осталась у барина... "Мы - ваши, а земля - наша", люди так жили веками.

Поэтому, пока крестьянин живет и работает на земле - его земелька, нет - значит, всё, закончилось право владения.

Кулак эксплуатировал односельчан, кулак занимался ростовщичеством, кулак забирал себе наделы односельчан. Капиталистов Советы свергали не для того, чтобы пестовать их в деревне. Представляете, что творилось бы во время Великой Отечественной со снабжением армии и городов продовольствием, если бы оставили кулака на селе?

 

Иллюстрация из открытых архивных источников

 

Иллюстрация из открытых архивных источников

Ну и желающим посмотреть, как выглядят кулаки нашей с вами современности, для освежения памяти: господа Цапки и их наследники.

А в том, как "рыночек решает" и как ловко можно нажиться на продовольствии в условиях кризиса мы все успели убедиться не так давно, когда Путину пришлось заняться ценами на продукты "в ручном режиме". Агрохолдинги позубастее кулака будут.