Из-за пандемии коммунальщики забросили уборку домов

На модерации Отложенный

Эксперты проанализировали обращения россиян, которые поступили на «горячие» линии в прошлом году. Выяснилось: коронавирус внес значительные коррективы и в жилищно-коммунальную сферу. Если в прежние годы людей больше всего беспокоил рост сумм в платежках, то в 2020-м они поставили на первое место другую проблему. Тысячи жителей России возмутились безобразным содержанием подъездов и дворов.

И для региональных, и для московских коммунальщиков пандемийный 2020-й стал сложным, требующим постоянной импровизации. Главными угрозами в минувшем году оказались нехватка людей и резко возросший фронт работ. 

- Мы выявили несколько новых тенденций, - говорит исполнительный директор национального центра «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. - Количество обращений на региональные «горячие» линии за год выросло на 10-15% и достигло почти 33 тысяч. Рост жалоб связан, в частности, с тем, что во время пандемии была приостановлена деятельность государственных жилищных инспекций в части проверок по обращениям. Где-то специалисты вообще не выезжали по жалобам, где-то реагировали только на сигналы, связанные с угрозой жизни и здоровью. Поскольку вопросы качества коммунальных услуг или перерасчетов не находили официальных ответов, люди стали активнее обращаться за помощью в наши приемные.

- Во время самоизоляции к нам действительно валом пошли жалобы, - вспоминает специалист одного из районных «Жилищников» на северо-западе Москвы. - Оно в целом понятно: люди весь день находятся дома, так что замечают каждый чих в подъезде и во дворе. Ну и просто людям было нечего делать. Регламент реагирования на жалобы остался тот же: заявка не закрыта в течение нескольких часов - разбор полетов и штраф. Летом, когда народ разъехался на дачи, стало чуть спокойнее. Но количество жалоб и заявок стало стабильно больше - теперь «телеги» катают даже те, кто раньше вообще не интересовался состоянием двора или чердака.

«Жалобной» темой номер один во второй половине прошлого года стало (и остается до сих пор) «неудовлетворительное содержание общедомового имущества» (17% обращений). Правительство обязало управляющие организации проводить обработку мест общего пользования, но не выделило на эти работы денег. Ряд компаний приостановили плановые и текущие ремонты, работы по подготовке к зиме, высвободив средства на дезинфекцию.

- Сложности начались в конце марта - начале апреля, - говорит сотрудник «Жилищника». - До нас довели нормативы по дезинфекции подъездов. Детские площадки не нужно было постоянно обрабатывать, зато их скомандовали закрыть ленточными ограждениями, поэтому нагрузки у нас было меньше, чем могло бы быть. Но по подъездам - первые две недели, пока не вошли в ритм, - была настоящая мобилизация на дезинфекцию. Все ходили по подъездам с пульверизаторами и тряпками с дезраствором. Защитные костюмы выдавали, но их было не так много. Помните, тогда на нас нагнали страху, мы вообще боялись прикасаться к поверхностям. Но уже к маю мандраж закончился: надел перчатки, маску - и вперед. А многие и без масок стали работать, символически на подбородок натягивали. 

По словам коммунальщика, в первые месяцы пандемии нехватка персонала не была слишком заметной: мигранты находились в Москве и были рады работе. На удивление, до конца 2020 года, когда персонал поголовно был вакцинирован, большинство коммунальщиков смогли продержаться без заражения коронавирусом, хотя по возрасту многие попадают в «группу риска».

«Наверное, сказываются постоянные прогулки на свежем воздухе», - полагает наш собеседник. По всему участку, который может быть растянут на километр, в течение дня приходится много передвигаться пешком или на велосипеде (топливо для автомобиля или мопеда, а также парковки для коммунальщиков не предусмотрены, если речь не идет о перевозке крупногабаритных инструментов и стройматериалов).

Осенью и зимой ограничения для коммунальщиков оказались еще тяжелее, чем в весенний локдаун. Дело в том, что именно в холодное время года больше всего нужны сезонные рабочие - а они в прошлом году не приехали. «В Таганском районе попробовали зафрахтовать самолет и привезти рабочую силу. Поднялся такой хай, что все от греха подальше сразу забыли про подобные варианты, - рассказал еще один коммунальщик. - А еще домашний режим для людей старше 65 лет стал реальной проблемой: осенью у многих появились знакомые, заболевшие или даже умершие от коронавируса. И сотрудники в некоторых районах стали «пачками» уходить на домашний режим. Зарплата им хоть небольшая, но шла. А работать-то стало некому. Кое-кого упросили, уговорили, чуть ли не силой вытащили обратно. Некоторые не сели на больничный, потому что выполненные заявки - это живые деньги».

В ближайшие месяцы, рассказывает собеседник, руководство будет пытаться учесть эти трудности. Нужно экстренно вводить в строй молодых сотрудников, а также иметь трудовой резерв из числа жителей российских регионов. Как это сделают, пока неясно. Однако некоторые отрасли - например, сортировка отходов - в Москве уже сейчас работают на вахтовой рабочей силе из регионов. 

Но вернемся к «жалобному» рейтингу. На втором месте прочно обосновались обращения по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги (14%). Люди по-прежнему не понимают, на основании чего формируются «цифры» в квитанции, почему происходят перерасчеты и откуда берутся дополнительные платежи и комиссии.

Третью позицию (12% обращений) занимают проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. «Одна из важнейших причин - крайняя запутанность и противоречивость законодательства. Нет адекватной методики расчета стоимости работ по содержанию и текущему ремонту домов. Мы видим массовые случаи подделки протоколов общих собраний», - говорит Светлана Разворотнева.

И, наконец, последний квартал 2020 года принес огромное количество жалоб, связанных с началом отопительного сезона (по итогам года их доля достигла 10%). По наблюдениям «ЖКХ Контроль», начало подачи тепла а проходило осенью 2020 года еще более остро, чем обычно. В первую очередь - из-за неготовности многих домов к зиме. Светлана Разворотнева отмечает, что проблем, связанных с состоянием коммунальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций домов, мягко говоря, меньше не стало. Необходимо срочно вкладываться в их модернизацию, иначе коммунальные катастрофы будут происходить все чаще. Практически не началась программа по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом более 60% (так называемая программа 60+, которая была разработана около двух лет назад по поручению Дмитрия Медведева). «Эту зиму мы, дай Бог, переживем. А вот что будет завтра?..» - задается вопросом эксперт.

 

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН, ЕЛЕНА СОКОЛОВА