Юрий Михайлович Ракша — советский живописец

На модерации Отложенный Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

Юрий родился в декабре 1937 г. на окраине Уфы. Хотя по отцу он был Теребилов, а по матери Треньхин; дед — казак Дмитрий Треньхин, но позже он взял, как псевдоним, фамилию жены Ирины Ракша.
"В 1954 году после окончания восьми классов Юрий уехал с деревянным чемоданчиком с рисунками в Москву, но опоздал. Спас счастливый случай. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. 

 

 

5229398_sd78sNg3eME (598x700, 323Kb)

 

«Воспоминания о Приморье» (Автопортрет), 1976

Как-то раз, натирая паркет в одной из квартир, он показал её владельцу работы своего племянника. Это был действительный член Академии художеств, дважды лауреат Сталинской премии Дмитрий Налбандян. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В.И. Сурикова. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс. 

С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963 г.

 

5229398_lRPqQNFGcRw (300x473, 23Kb)

Автопортрет. Ленинград, 1971

 

Из дневников художника :«Когда я был помоложе, я очень мучительно заканчивал и выпускал в свет свои работы. Ничего не видел в них, кроме недостатков. Казалось — они кричали, и я доходил до приступа, до сердечной боли, до отчаяния, отупения — первые два, три, пять дней. Потом понемногу возвращалась вера в картину и в себя. Теперь я стал спокойнее, но не стало радостнее. И нет простых и легких картин. Разве что те, что еще не написаны...» ( 30 июня 1980 г.)

 

Автопортрет. 1977

На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Участвовал в создании многих отечественных фильмов, до сих пор нам памятных: «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение»…

 

https://art-assorty.ru/uploads/posts/2016-03/1458119751_1456288343_plakat-k-kinofilmu-letyat-zhuravli.jpg

Плакат к кинофильму "Летят журавли"

 

 

5229398_OyGf322y_00_1_ (405x699, 70Kb)

«Кино». "Поиск, 1977 (левая часть триптиха)" в центре Л. Шепитько

 

5229398_eCRJNaWmtTE (505x700, 68Kb)

Премьера. (центральная часть триптиха «Кино»). 1977, х., м. 140X104

 

 

5229398_KZW1LTUTWe8 (399x699, 73Kb)

«Кино» "Работа" (правая часть триптиха)

 

 

http://www.artly.ru/wp-content/uploads/2011/08/sov-7.jpg

Беркакит-77. Молодые зодчие. 1978, х., м. 120X150

 

 

http://www.artly.ru/wp-content/uploads/2011/08/sov-8.jpg

Разговор о будущем. 1979, х. м. 120X150

 

Картина была написана после одной из поездок на БАМ, в Тынду, Чару, Беркакит. Автор как бы предлагает нам занять место за столом, где сидят первопроходцы, строители; замкнуть круг и поразмышлять вместе с героями и художником о нашем будущем, о том «доме жизни», который предстоит нам построить. Теплая цветовая гамма таежного вечера, лица, освещенные лучами невидимого закатного солнца, как бы оттенены сочной синевой сибирского неба.

 

" Перевал " 1974

 

«Я привык искать и находить свои темы и в сегодняшнем дне, и в памяти моего детства, а последняя моя картина называлась даже «Разговор о будущем», — вспоминал Юрий Ракша, говоря о преемственности поколений, о связи прошлого с будущим.
«Оглядываюсь на свои предыдущие картины и нахожу, что в них, хотя и на разном материале, я стремился к раскрытию в героях именно состояния определенного духовного предстояния. Это было и в «Разговоре о будущем», и в «Молодых зодчих», и в «Современниках». Я стремился выбрать момент, не связанный с сиюминутным действием, но хотел рассмотреть героев в момент раздумья, принятия решения, а это всегда связано с напряженным внутренним состоянием человека».(тут)

 

5229398_JneTpYWodFw (700x372, 99Kb)

Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму ''Дерсу Узала''

 

 За работу в советско-японском художественном фильме «Дерсу Узала» (режиссер – Акира Куросава) Юрий Ракша получил "Оскар" в 1976 году.

 

Юрта удэге. 1974 (эскиз к кинофильму Дерсу Узала)

Юрий Ракша писал о своих родных - матери и бабушке, что они вязали знаменитые оренбургские платки. Можно полагать, именно от уральских предков передана в его пейзажах тщательно прорисованная вязь деревьев, веток и листьев. Природа была для него храмом и мастерской. Особенно его впечатлила дальневосточная тайга во время съёмок фильма «Дерсу Узала»

 

 

Дворик китайского дома. 1974 (эскиз к кинофильму Дерсу Узала)

 

 

Кроме того, он создал более 200 живописных полотен и проиллюстрировал около двадцати книг."

 

В старом Пловдиве. 1977-80

 

 

Уральские горы. 1972

 

5229398_0_3cee8_1de133db_orig (300x31, 6Kb)


Воспоминания А.Александрова:
"... Юрий Михайлович РАКША  был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Юрий Михайлович много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях...

 

...В мае 1971 года тридцати-четырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание… Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания».

 

5229398_ZYwHHWgE (700x614, 135Kb)

"Моя мама", 1969

Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил. Она работала на фабрике разнорабочей. Война, послевоенный голод… И к 1950 году, когда отец вернулся домой, то мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама».

 

Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность.

 

Вьетнамка балерина Зунг (рисунок к картине "Рождённым жить"). 1972

 

 

"Гармония". 1974

 

 

Зимой в Муроме. 1976

 

С детства крещёный, Юрий Ракша полностью выразил свою гражданскую позицию в триптихе «Поле Куликово», где изображены им семь русских святых, среди которых преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской и его жена княгиня Евдокия Московская. Этот триптих стал главной картиной художника. Он сам говорил, что шёл к ней всю жизнь.

«Случилось мне внезапно и тяжело заболеть. Для меня и жены это оказалось огромным рубежом и испытанием в нашей жизни. Она стала разделяться в нашем сознании на жизнь до болезни и после... Теперь надо было заниматься только главным. Стерев “случайные” черты, чтобы понять, что “мир прекрасен”. Каждая картина должна быть остро осмыслена по форме и содержанию. И работаться, как последняя... В жизни у каждого человека своё поле Куликово... Мне надо успеть», – писал художник, православный человек.

Юрий Ракша умер от острой формы лейкоза, сделав свой последний мазок на холсте солнечным днём 1 сентября 1980 года. Вдова художника уверена, что закончив свою картину, мастер всей своей жизнью словно ответил на свой же вопрос: «Человек, кто ты, откуда ты, для чего ты?». 

Ирина Евгеньевна рассказывает: «”Поле Куликово” с ещё не просохшими свежими красками поплыло над Москвой, как гордый символ Победы и Жизни. На верёвках большое полотно, которое нельзя было уместить в лифт, бережно передавали из рук в руки, с этажа на этаж, вниз, где его уже ждали, чтобы навсегда увезти в Третьяковскую галерею».

Более двухсот картин Юрия Ракши хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном музее им. М.В. Нестерова, в частных собраниях по всему миру. (отсюда)

 

5229398_zJDailrkktA_1_ (700x336, 73Kb)

"Поле Куликово" Триптих, посвящённый 600 летию Куликовской битвы 1980 г.

 

 

"Благословение на битву". Левая часть и "Проводы ополчения". Правая часть Триптиха "Поле Куликово" 1980

 

 

"Благословение на битву". "Проводы ополчения". Правая часть Триптиха "Поле Куликово" 1980

 

 

5229398_JOVER_SALON_MURO (684x700, 185Kb)

Центральная часть

 

Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

 

Эскиз к картине "Проводы ополчения"

 

 

5229398_0_3002a_5233c181_S (150x31, 5Kb)

Умер Юрий Ракша в 1980 году от острой формы лейкоза в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище

 

5229398_Mogila_hydojnika_Uriya_Rakshi (525x700, 300Kb)

Могила Ракши на Ваганьковском кладбище.

 

Семья: жена Ирина Евгеньевна, писатель, и дочь Анна. Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (1940 г. р.), главный хранитель Художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа).

Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.

Творчество

Наиболее известные картины: «Воскресение» (1968), «Тыл» (1970), «Зимний полустанок» (1968), «Подснежники» (1967—1969), «Моя мама», «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение», «Земляничная поляна» (1977), «Писатель Василий Шукшин» (1973), «Поэт Арсений Тарковский» (1978), «Рожденным — жить»[6]; триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние») (1980).

Выставки

При жизни Юрий не провёл ни одной своей персональной выставки. Все состоялись после его смерти.
Работы Юрия Ракши экспонировались на девятнадцати выставках, в том числе и персональных, в городах и странах: Москва, Ленинград, Загорск, Иркутск, Париж, Лондон, ГДР, Монголия, Польша, Голландия, Токио.

Интересные факты

В триптихе «Поле Куликово», в центральной его части «Предстояние», среди воинов, окруживших Дмитрия Донского, Ю. Ракша изобразил в образе Бренка писателя Василия Шукшина, а рядом себя. …в 1980-м, на полотне «Куликово поле» Шукшин (с бородой) был написан художником в главной сцене. Перед началом сраженья прощание двух друзей, Бренка (Шукшина) и князя Дмитрия (Юрия Ракши). Это их последний рассвет на берегу Непрядвы и Дона. Рассвет перед боем. Перед смертью и перед бессмертием. Так Шукшин в картине художника сыграл еще одну свою роль — последнюю, «посмертную». — Ирина Ракша

На пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «…Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, — самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела…» Источник:Википедия

 

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_1_ (300x31, 6Kb)

Многолетняя работа в кино подарила Ракше много удач, много радости. И тем не менее, он решил оставить кино, чтобы заняться исключительно живописью. 

Зная об этом, режиссер Лариса Шепитько все же дала ему сценарий фильма по повести Василя Быкова «Сотников».

Прочтя его, художник был настолько потрясен, что «в одночасье написал эскиз-портрет Сотни-кова». 

Рисунок этот во многом предопределил всю стилистику фильма. Даже актера подбирали по эскизу Ракши. 

Уже после выхода фильма «Восхождение» много было сказано о параллелях его сюжета с Евангелием, в сцене казни героя порой даже находили аналогии с распятием Хри­ста. А ведь уже в первом эскизе Ракши в глазах героя, идущего на казнь, чувствуется нечто личное, идущее от самого худож­ника. Недаром одним из важнейших прин­ципов своего творчества, да и всей жизни, он считал сострадание. А сострадать, по его мнению, значило «пережить что-то вторич­но вместе с кем-то, за кого-то, за что-то».

 

5229398_original_25_ (455x700, 264Kb)

Сотников перед казнью. 1975 (эскиз к кинофильму "Восхождение")

 

 

5229398_original_26_ (672x496, 20Kb)

Сотников. Кадр из фильма.
"Сотников перед казнью" Б. Плотников в фильме "Восхождение"

 

Фильм “Восхождение” для меня — это жизненная школа. И я бы, не будь “Восхождения”, не взял бы так “Поле Куликово”.( Юрий Ракша)

 

 

5229398_original_27_ (451x700, 319Kb)

Плакат к кинофильму «Восхождение», 1977 г.

AKIR7tMyrnc (540x699, 145Kb)

Портрет Ларисы Шепитько - режиссера фильма "Восхождение"

 

Эвридика.
У человека тело
Одно, как одиночка.
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костяк.

Летит сквозь роговицу
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей.

Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки, -
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки:
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?

И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.

Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на каждый шаг
И весело и сухо
Земля шумит в ушах.

 

5229398_original_20_ (444x700, 210Kb)

Арсений Тарковский. 1978

 

 

5229398_original_19_ (527x700, 238Kb)

Писатель Савва Дангулов. 1978

 

 

5229398_original_21_ (505x700, 237Kb)

Писатель Василий Шукшин. 1973

 

 

5229398_original_28_ (485x700, 244Kb)

Писатель Ирина Ракша. 1978-1980

 

ЮРИЙ РАКША «МОЯ ИРИНА» (1969)
Судьба у этого советского художника была будто из советского же кино: мать рабочая, отец 10 лет ходил по красным войнам, а сам Юрий после восьмого класса отправился из Уфы один-одинёшенек учиться в Москву, где для прокорму пришлось пролетарничать грузчиком. Но и поднявшись на ноги (Ракша стал художником на Мосфильме), 

Юрий не забывал черпать коммунистически духовного, путешествуя по тайге и тусуясь со всякими геологами-нефтяниками. Хоть и определяют творчество Ракши как соцреализм, его картины такие тёпло-ламповые, что невольно веришь в неангажированную любовь автора к своим моделям. К

роме отважных покорителей севера и дружественной богемы, Ракша обожал писать свою жену: в одежде и без, разными техниками, весёлую и печальную, молодую супругу и мать – короче, любовь длиною в жизнь.

 

5229398_original_5_ (433x700, 236Kb)

Моя Ирина. 1969

Swbka1kAqOs (467x699, 215Kb)

"Портрет с шоколадницей" 1974

 

 

s9VQN0iQRFo (497x700, 328Kb)

"Добрый зверь и добрый человек". 1978

 

Вы - Легкая, но легкость эта
Не мотылька, что жить спешит,
То легкость внутреннего света
Большой и ласковой души.

То легкость мысли, пониманье,
Не легкомыслие, нет!
Уменье чувствовать, вниманье,
На нежность - нежностью ответ.

Не словом даже, только взглядом,
Но уводящим далеко…
Вот почему мне с вами рядом
Светло, и просто, и легко!

Александр Перфильев (Ли)

0SwaldUT3D0 (446x700, 233Kb)

"Солнышко"

DonmRN2H65o (560x700, 342Kb)

 

"Времена года. Васильки". Лето.1974

 

5229398_original_1_ (700x486, 53Kb)

Настроение. 1968

 

 

5229398_original_2_ (431x700, 222Kb)

Ожидание. 1965

 

 

5229398_original_3_ (700x540, 339Kb)

Двое. 1967

 

 

5229398_original_4_ (420x700, 316Kb)

Подснежники. 1969

 

 

5229398_original_6_ (700x487, 119Kb)

Обнаженная на меху. 1968-1978

 

 

5229398_original_23_ (700x423, 142Kb)

Сон. 1969

 

 

5229398_original_24_ (700x482, 166Kb)

Август. 1969

 

 

5229398_original_7_ (545x700, 320Kb)

Современники. 1970

 

 

5229398_original_8_ (409x700, 250Kb)

Женский портрет. 1973

 

 

5229398_original_22_ (438x700, 298Kb)

Анюте 13 лет. 1978

 

 

5229398_original_17_ (584x700, 376Kb)

Продолжение. 1979 картон, масло. 64X55

 

«Для меня всегда очень важно название картины, ведь в нем заключается суть вещи. Когда у меня есть название — это значит, что я готов, что я уже до конца знаю, чего хочу», — писал Ракша в одной из статей.

На фоне русского пейзажа, «темы Родины» — как говорил Юрий Ракша — изображены жена и дочь художника. Название картины глубоко символично, многогранно. Это — эстафета жизни, продолжение материнского духовного начала в детях. Но главное — продолжение души, продолжение жизни самого художника. «Для меня эмоция, переживание, сопереживание — это самое дорогое в картине. Это то, что остается после нее. И тут все средства — цвет, линия, композиция — хороши. Они — словно речь, которая должна выразить эмоцию, движение души художника. Я мечтаю, чтобы мой пластический язык был так же свободен, как наша речь».(отсюда)

 

5229398_original_18_ (552x700, 304Kb)

Жужа и Янош из Будапешта. 1979

 

 

5229398_original_9_ (536x700, 245Kb)

И поет мне в землянке гармонь... 1973 х.,м. 150X120

 

 

NMCndiS6Kek (699x526, 438Kb)

Земляничное поле

6QqphcR9gDw (541x699, 273Kb)

"Воскресение (Когда деревья были большими)." 1968, х., м. 150X120

 

 

5229398_original_16_ (442x700, 264Kb)

Маленькие купальщики. 1979  х., м. 110X150

 

 

5229398_original (505x700, 288Kb)

Тыл.1970, х., м. 174X124

 

 

5229398_original_10_ (700x419, 128Kb)

Уральские горы. 1972

 

 

5229398_original_11_ (700x546, 399Kb)

Донбасс. 1974 

 

 

  По белу снегу. 1975

 

 

5229398_original_13_ (510x700, 285Kb)

Весна в Приморье. 1975

 

 

5229398_original_15_ (700x511, 383Kb)

"У ручья". 1975 эскиз к кинофильму "Дерсу Узала")

 

Как бы не манила его поколение реальность задорных комсомольских строек, художник, как русский человек, христоцентричный по своему душевному складу, запечатлел своих современников думающими над вечными вопросами бытия, устремлёнными в запредельное. Они, как правило, стоят или сидят под открытым небом, их томит жажда познать вечное, доискаться, где же он – Источник жизни. Подспудное, глубинное желание сохранить душу – вот, что характеризует то поколение. 

Наверное, мысли героев Ю. Ракши точнее всего выразил его современник – поэт Анатолий Передреев:

…Бесконечностью пустою
Мчат миры, себя круша.
Нету неба над тобою,
Беззащитная душа.
Так зачем порой ночною
Ты глядишь в него, глядишь
И не с чёрною дырою,
Со звездою говоришь. 

Юрий Ракша создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг.

 

На фото художник Юрий Ракша

 

Мустай Карим так говорил о Юре Ракше: «Его талант высочайшей пробы». Таир Салахов: «То светлое, надёжное, что родил художник Юрий Ракша в трудные десятилетия жизни страны и жизни собственной, подтверждает бессмертность искусства».(отсюда)

 

«Все хорошее в нас от Бога. Всё дурное от себя», – писал Юрий Ракша в письме к любимой жене.

Ирина Ракша вспоминает...

"Я вернулась в Москву из командировки, с Алтая, где была в моем родном “Урожайном” и рядом, в заснеженных шукшинских Сростках, по ту сторону Катуни. Вернулась вечером, замерзшая, усталая. Только опустила чемодан на пол, как раздался междугородный звонок. Телефонистка сообщила: на линии Симферополь, Бахчисарай, Крымская обсерватория. Я даже не успела удивиться (ведь знакомых там не было), как услышала мягкий женский голос: “Хотим обрадовать вас, Ирина Евгеньевна. И поздравить. Наши ученые открыли еще одну малую планету. Она расположена на орбите между Марсом и Юпитером и уже утверждена и нанесена на карту звездного неба в США, в Международном планетарном центре...” 

Женщина на мгновенье умолкает и с удовольствием, радостно и отчетливо произносит: “Отныне эта неотъемлемая частица Солнечной системы будет именоваться “Ракша”, в честь выдающихся успехов Юрия Михайловича в изобразительном искусстве. — Она опять замолчала; я чувствовала, что она улыбается.

— Так что теперь над Землей среди планет “Шукшин”, “Высоцкий”, “Ахматова” светит еще одна звезда...

— И уже тише добавила: 

Мы здесь его очень и очень любим. Каждая публикация о нем, каждый альбом его для нас радость... Мы были на всех его выставках, которые вы проводили в Москве... Спасибо...” 

Я не в силах говорить, не в силах сказать, что при жизни он не имел ни одной своей выставки; что не имел мастерской и лучшие его вещи 60 — 70-х годов писались в подвале на улице Короленко, 8, где после каждого дождя по полу плавала обувь и за окном мы видели только проходящие ноги; что всю жизнь жили на стипендию и тяжкие побочные заработки. 

С трудом сводя концы с концами, воспитывали дочь, которая родилась в наши студенческие годы; а когда Юра умер, у “Мосфильма”, где он снял пятнадцать фильмов, и у Союза художников, членом которого он был много лет, не нашлось денег на оградку его могилы на Ваганькове; министерство не успело при жизни оформить ему звание заслуженного художника, а Комитет по премиям не успел дать премию, на которую его выставили 5 организаций... 

Все, чего мы достигли в этой жизни, мы достигли не благодаря, а вопреки... И были при этом романтичны, светлы и все-таки веровали, как все наше поколение шестидесятников!.. И вот — звезда “Ракша!..” Не­пости­жимо!..(здесь)

источник