Ужасы русских гимназий царской России
На модерации
Отложенный
Побои, одиночное заключение, уважение, навязанное диким наказанием … гимназии в Российской Империи были адом на земле для детей. Несмотря на все это, считалось привилегией, обучаться вообще в эти дни. — Боже Милостивый! Все это казалось таким ужасным!»–таковы слова драматурга Сергея Аксакова (1791-1859), дворянина, как и все другие образованные дети тех времен. В своих воспоминаниях Аксаков старательно обрисовывает ужасы своих первых впечатлений от Казанской гимназии: постоянный холод в комнатах, пробуждение перед восходом солнца, физические издевательства, ссоры и драки в очередях за уборными, шествие на молитву и ужасная еда.
Не для всех
К сожалению для Аксакова, гимназии начали становиться мягче по отношению к детям немного позже его времени, к началу 20-го века. Но Россия была таким трудным местом для подавляющего большинства ее населения, что носитель такого благородного имени, как Аксаков, был одним из очень немногих, кто имел право на образование в царской России. Период империи-начиная с Петра Великого-был периодом разгула неграмотности среди подавляющего большинства населения. Согласно переписи 1897 года, две трети населения не умели ни читать, ни писать. Буржуазия, дворянство, различные влиятельные семьи и представители городской интеллигенции были единственными, кому разрешалось отправлять своих детей в самое престижное учебное заведение того времени-семилетнюю гимназию. Для остальных существовали земские школы и обычные лицеи. И гимназия была де-факто единственным путем к поступлению в университет, так что остальным просто повезло. Комната и питание на один год составляли 25 рублей-месячная зарплата рабочего. Впрочем, и это было не так уж плохо: «власти начали обсуждение вопроса о повышении платы, чтобы те, кто из бедных классов, не могли обеспечить своим детям вход в более обеспеченные слои общества», — пишет историк Алексей Любжин. Они даже распространили памятку в 1887 году (аннулированную 13 лет спустя), в которой оговаривалось, что дети из бедных семей не должны приниматься. Правительство боялось, что дети из бедных слоев – но образованные – вырастут революционерами и разрушат всю систему. Конечно, их опасения оказались полностью оправданными!
Железная дисциплина
Физическое насилие и телесные наказания были обычным явлением, особенно в первой половине 19-го века. Избиение ребенка розгами было очень популярно. Автор Павел Засодимский позже напишет: «побои розгами навсегда останутся одной из самых темных страниц в истории нашей гимназии. Ни один уравновешенный ребенок никогда не выйдет из этой стаи. Все, кого жестоко избивали, как животных, превращались в пьяниц, извращенцев и неудачников.» Розги, как форма наказания, были объявлены вне закона только в 1864 году.
Здесь следует отметить следующее: когда это предложение было распространено среди британских и немецких коллег, они с неодобрением отнеслись к этой идее, считая, что запрещение телесных наказаний представляет собой серьезную ошибку. Это сделало российскую систему на какое-то время самой гуманной во всей Европе. Другим видом наказания, пользующимся значительной популярностью, является одиночное заключение. Это было зарезервировано для особо тяжких преступлений, таких как драки или попытка контрабанды табака на территорию школы. Ребенка-нарушителя помещали в комнату без окон, где он проводил от пяти до 16 часов. Мундиры должны были носить всегда, их «святость» соблюдалась даже в свободные часы.
Женское образование
Для девочек (которые, конечно же, были зачислены в отдельные учебные заведения) жизнь была не слаще. «Девочкам было запрещено покидать территорию кампуса после 8, сидеть на скамейках возле магазинов, посещать любые праздничные вечера в военном клубе», — пишет историк Валерий Кружинов. Излишне говорить, что им нужна была записка учителя почти для всего, включая поездки в театр.
Закон Божий
Вера в Бога и императора имела первостепенное значение для всех, кто был зачислен в эти учреждения. – «Боже, спаси царя!» восклицали в начале каждого занятия, и библейские чтения и занятия были, конечно, основным требованием Гимназической жизни. «Закон Божий существовал не только в эстетических целях, но и в идеологических», – пишет Кружинов. Здесь очень интересно отметить, что гимназии демонстрировали свободный многоконфессионализм: ваш религиозный наставник был назначен вам на основе вашей религии, которая не обязательно была христианством, согласно закону 1829 года. Но утомительное заучивание отрывков на латыни было обязательным для всех.
Классическая гимназия
Классическая гимназия была «классической» не просто так: она посвящала большую часть своего времени изучению классической культуры и благородных языков – латыни и греческого. Но в то время, как последнее в конечном счете подлежало выбору, «сухой и мертвый предмет» латыни оставался обязательным, по словам историка Дмитрия Засосова. Как вы могли догадаться, система была нестабильной. Латынь повсеместно ненавидели все, и к «слову Божьему» также все чаще подходили со здоровой дозой скептицизма. По словам Андрея Шевелева «если в начале XIX века быть богобоязненным студентом считалось честью, то во второй половине XX века поиск любого повода для отказа от церковной службы или пропуска поста все чаще считался благородным подвигом.» В результате-к тому времени, когда страна созрела для переворота, большая часть этих продуктов царского образования высшего класса фактически оказалась на стороне большевиков.
Комментарии