Авторы фильма "Зоя" либо сознательно лгут, либо не понимают природу подвига советской молодежи
На модерации
Отложенный
Авторы фильма "Зоя" либо сознательно лгут, либо не понимают природу подвига советской молодежи
Прежде чем я напишу отзыв о фильме "Зоя", на который я пошла специально, хочу немного отступить назад, в 1990-е.
Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923-1941 ). Красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.
В 1990-е годы, когда началось очернение социалистической эпохи истории России, первым делом антисоветчики стали топтаться на образах многих советских героев. Сергей Георгиевич Кара-Мурза писал, что началась сознательная десакрализация символов в общественном сознании, и "дело не ограничивалось теми, которые непосредственно связаны с политическим строем или вообще государственностью России (Сталин, затем Ленин и т.д. вплоть до Александра Невского и князя Владимира). Особое место в этой кампании занимало разрушение символических образов, которые вошли в национальный пантеон как мученики".
Был полностью дискредитирован образ Павлика Морозова, и в массовом создании сейчас его имя закреплено как символ фанатика, который ради эфемерной идеи предает отца. Изъята память о том,, что Павлика убили зверским образом вместе с пятилетним братом. Страшную смерть Павлика Морозова оправдывали, акцентируя все свои лживые измышления только на якобы предательстве.
Точно также стали поганить образ Зои Космодемьянской, чуть ли не одобряя ее смерть от рук немцев. Почему же именно Зоя так была нужна для дискредитации? "Дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа."
"Те, кто глумился над образами Зои и Павлика, стремились подрубить опору культуры и морали - разорвать всю ткань национального самосознания. А ткань эта - целостная система, строение которой нам неизвестно. И достаточно бывает выбить из нее один скрепляющий узел, как вся она может рассыпаться." (С.Г.Кара-Мурза, "Манипуляция сознанием").
Теперь о фильме.
«Зоя» (2020г.)
Режиссеры -Максим Бриус, Леонид Пляскин.
Сценарий - Андрей Назаров, Андрей Тумаркин.
В главных ролях: Анастасия Мишина, Александр Вонтов, Дарья Юргенс, Евгений Романцов, Никита Кологривый, Вольфганг Черни, Анна Уколова.
Насколько помню, авторами заявлялось, что их цель - воссоздать реальную жизнь Зои, снять с ее подвига налет очернения и либеральной пропаганды. Поучилось ли у них? По-моему, нет.
Зоя, судя по фильму, пошла на фронт, только когда узнала о смерти любимого парня. Воевала она, с ее слов, за брата Шурку, за маму, за булочку, чтобы была у всех. Т.е., нам хотят показать. что Зоя - из когорты мелких обывателей, и она смогла за свои мещанские ценности идти на смерть?! О том, что она была идейной комсомолкой, гражданкой государства, которое ковало прекрасное будущее, сказано было вскользь, когда она с улыбкой сказала, что умереть за Родину - счастье. Ну еще Сталина упомянула в известной пламенной речи с петлей на шее, когда немцы ее вешали.
На самом деле, это поколение - первое советское - было 100% идейными комсомольцами и коммунистами. Еще когда они были пионерами, то давали клятву "К борьбе за дело Ленина – Сталина будь готов!" (в мое время уже по-другому: "К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!"). "Всегда готов!" - отвечали они, и были готовы. Поэтому и пионеры-герои бесстрашно рисковали жизнью, и комсомольцы совершали подвиги. Потому как идеи движут миром, а не шкурные интересы премудрых пескарей!
В фильм притянут за уши образ Сталина. Вроде как авторы его не сильно осуждают за приказ "выгнать немцев на мороз", и ценят то, что он не уехал в Куйбышев, а остался в осажденной Москве. А с другой стороны - зачем вообще товарищ Сталин в этом фильме? Чтобы возложить на него вину за смерть молодых и ярких?
Нам показывают подготовку диверсантов и мучения их учителей, которые понимают, что шлют молодняк на смерть. Ну, вы же помните, что СССР Германию просто "трупами завалил"? Вот оно и туточки есть.
В картине вообще много лишнего. Вот скажите, какую идейную нагрузку несет кадр, когда немец мочится почти на лицо Зои? Что этим авторы хотели показать? Выдержку героини?
Бесконечные кадры истязания пойманной Зои Космодемьянской тоже избыточны. Большую часть фильма нам показывают и показывают, как ее мучают, даже режут, крупным планом ее окровавленная спина, лицо. Ко всему прочему мы еще узнаем, что Зоя подверглась групповому изнасилованию.
В кино есть почти благородный немец, который восхищается выдержкой Зои, предлагает ей войти в когорту избранных. Зачем он здесь? А затем, что согласно колониальному мышлению авторов, подвиг, которым не восхитился враг, малоценен, он как бы и не подвиг вовсе. Ну, или еще раз потрафить местечковым расистам, которые до сих верят, что могли бы пить баварское.
Также педантичный и опытный немецкий офицер (которого в реальном Петрищево не было никогда) мигом разоблачает плохо подготовленных юных диверсантов по белью, документам, мол, советы всегда на таких мелочах прокалываются. Опять камень в огород безжалостной и глупой советской власти.
Есть в фильме и русский народ, который проклинает не оккупантов, а саму войну и желает сгинуть всем - и нашим войскам, и немецким. Вона как! Есть мордатый лесничий, который неплохой человек, никому зла не желает и как бы ненароком выдает Зою фактически по ее же вине. Он ходит в теплом тулупе, а вокруг него немцы в летних шинелках на морозе. Бабы в теплых платках и пальто, которые мерзнущие оккупанты почему-то у них не отобрали.
Немцы живут на постое в избах, не выгоняя местных жителей в бани или сараи, как это написано во многих воспоминаниях. Не пришли б молодые диверсанты с поджогами, все в этой деревне было бы прекрасно.
Немного попортил картину благости мальчишка, который видя истязания Зои, замыслил убить хотя бы одного немца. Но мамка не пустила.
В конце фильма я ожидала, что хотя бы покажут освобождение нашими деревни, посмертное фото Зои в газете "Правда", по которому ее ее узнала мать. Но нет, повесили девушку, и сразу в кадре скромный деревянный обелиск, а возле него стоит товарищ Сталин. Занавес.
Верю, что у тех, кто задумал фильм, были намерения вернуть доброе имя Зое Космодемьянской. Но при создании они столкнулись с дилеммой - а как рассказать о насквозь советской до мозга костей девушке, ее поколении, чтобы при этом не повредить современному капиталистическому устройству, не заронить в голову зрителя мысль о том, за что же действительно шла молодежь на смерть? Ведь Зоя и ее ровесники воевали в том числе и против того, чтобы опять воцарилось классовое неравенство. Поэтому фильм получился с недосказанностями, недомолвками и с целыми кусками лжи.
Неискренние тексты актеры произносят фальшиво. Да и подбор артистов оставляет желать лучшего. Зоин брат Шура, например, явно не 16-летний, ему уже ближе к 30-ти.
Хотя фильм слезу вышибает. Потому что судьба Зои вызывает не благоговение перед силой ее духа, а жалость и сострадание к ее мукам.Смотреть или нет? Ваше дело. Рекомендовать не буду.
Ранее вышел фильм "Подольские курсанты". Вот его я горячо советую посмотреть, там про это поколение девочек и мальчиков, идущих на смерть, но остановивших врага, показано правдиво и точно.
А вообще, не открою истину, если скажу, что о Великой Отечественной войне нужно смотреть советские фильмы. Да, в них есть пропаганда, но в них и правды больше, чем во всех кино-новоделах, отдающих за версту антисоветчиной и халтурой.
Комментарии
Не буду смотреть.
Бездарность политика Горбачева привела Совесткий Союз к распаду.
Бездарность постановщиков фильма "Зоя" не просто обсерает великий подвиг Зои Космодемьянской, она отвращает молодых от его значения и сути....
похоже его делали с той же душой и меркантильными интересами (лишь бы бабки освоить ), что и сосинята выгоняют из молодых души ....
(1) сценарист "Зои" - Тумаркин. По его сценариям за последние 10-15 лет созданы самыен лучшие фильмы и сериалы. Поэтому для меня однозначно, что "Зою" стоит посмотреть, что я и сделаю. = (2) Я и мои однокласники в школе-это из послевоенного поколения. К 1960 году нам надоело смотреть фильмы о войне. Личности Корчагина, Павлика Морозова,Зойки Космодемьянской, Чапаева, Петьки, Анки, Хрущева, и даже "Целины", колхозно-Зыковских песен - вызывали отторжение, рвотный синдром - и они стали предметом АНЕКДОТОВ по всему СССР. = Таков результат был даже не моего поколения, а поколения молодежи ДОВОЕННОГО, студентов вузов в конце 50-х годов.== (3) политическая активность, отторжение этих студентов, рожденных до войны в 30-е годы - была великолепной, - они знали политическую историю страны 20-х и 30-х годов, отвергали идеологию Сталина, Ленина и отвергали историю ВКПб и коммунизма. = Хотя верно и то, что после вузов они стали хозяйственнывми руководителями, инженерами высшей квалификации, членами партии, орденоносцами.
"Неискренние тексты актеры произносят фальшиво. Да и подбор артистов оставляет желать лучшего".
Вот это самая точная характеристика. Нужно еще добавить, что тексты дурацкие.
Это полное вырождение кинематографа.
И свято место - заполняется Голливудом. За что деньги платят? Чтобы по нервам шарахнуло. Помните в довольно приличном фильме "Иллюзия убийства" упоминание другого фильма - "Выпотрошенная мама"? Само название точно отражает менталитет среднего американца.
Да, Запад делал шедевры кинематографа. Когда-то. Сегодня он производит исключительно херню. И Россия эту херню копирует.
Кстати, к очернению подвига панфиловцев приложил свою интеллигентную руку не кто-нибудь, а сталинист Алексей Исаев, военный историк.
См. "Победа видеомагнитофона не по Фукуяме. Особенности национального кинематографа".
Дан критический обзор современного российского кинематографа.
https://www.proza.ru/2012/09/22/1460
- Вы ежа ..ли?
- А... в связи с чем это Вы...
- Да так, разговор поддержать.
Но у автора еще одна точнейшая характеристика - из Зои сделали мещаночку.
Дело в том, что все эти... прости господи меряют великих людей своей ублюдочной меркой, оттого и герои у них им же и подобны. Такие у них получаются Ленин, второй лидер Октябрьской Троцкий, Коллонтай (ей Прокепонко шьет половой экстремизм), Дзержинский, комиссары в ВОВ - просто исчадия ада, только вредили, и т.д.
А чего стоит этот маразм "Белый тигр" Шахназарова, который нынче косит под марксиста.
См. также "Немного о кинематографе"
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576503
Моя маленькая Флаэртиана
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=574749
Потерянная культура. Кинематограф
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=586190
обзор от Клима Жукова. всё по полочкам разложено