Как наказали «сталинских соколов», сбежавших из немецкого плена на самолёте
На модерации
Отложенный
Как наказали «сталинских соколов», сбежавших из немецкого плена на самолёте
В 1961 году Ленинградская студия кинодокументалистики выпустила фильм «Продолжение подвига», посвящённый красноармейцам Николаю Лошакову и Ивану Денисюку, которые первыми в Великую Отечественную войну бежали из немецкого плена на самолёте. Однако о том, как родина встретила приземлившихся героев, авторы ленты умолчали. Как и многим другим пленным, после немецких лагерей беглецам пришлось пройти через советские правосудие.
Плен и побег
Уроженец Кубани младший лейтенант Николай Лошаков воевал в 14-м гвардейском истребительном авиаполку. На его счету был 120 боевых вылетов и 3 сбитых самолёта противника. В мае 1943 года полк Лошакова защищал небо Ленинграда. 121-й вылет на Яке-1Б стал для 20-летнего пилота роковым. Когда противник подбил его истребитель, Лошакову пришлось выброситься с парашютом. В бессознательном состоянии, истекая кровью после 13 ранений, он упал на оккупированной территории, где его подобрали немцы.
По одной из версий, во время допроса Лошаков согласился работать на немецкую авиацию (или, возможно, на ВВС РОА). Для начала его отправили ремонтировать дороги на военном аэродроме в Псковской области (г. Остров). Заправщиком там трудился другой пленный – старший сержант Иван Денисюк, бывший танкист. Познакомившись, они стали вместе разрабатывать план воздушного побега. Легче всего было угнать лёгкий разведывательный самолёт «Шторьх». Однако возникла проблема — Лошаков не имел опыта управления этим летательным аппаратом, и если бы он стал разбираться на месте, беглецы потеряли бы драгоценное время.
«Денисюк, имевший доступ к самолётам, стал запоминать расположение приборов в самолёте, а по вечерам рисовал Лошакову схемы их расположения, – пишет исследователь Вячеслав Звягинцев в книге «Трибунал для «сталинских соколов». – Потом он стащил из бани немецкую форму и спрятал её в придорожных кустах».
Однажды во время испытаний фашистский летчик приземлил самолёт всего в сотне метров от того места, где работал Николай. Иван, заправлявший крылатую машину, подал сообщнику сигнал, и через несколько минут они залезли в кабину.
К ним присоединился ещё один пленный — Георгий Зотов. Лошаков благополучно поднял самолёт в воздух, но вскоре сзади засвистели пули. Преследователям не удалось сбить «Шторьх», хотя его фюзеляж получил 9 пробоин. Оторвавшись от немцев, Лошаков посадил самолёт на овсяном поле у деревни Бритино в Новгородской области, в 300 километрах от пункта вылета.
На родине
Первым о «приключениях» Лошакова и Денисюка узнал председатель бритинского колхоза, который тут же «сообщил, куда следует». Прилетевшие на немецком самолёте в немецкой же форме лётчики вызвали у него подозрения. На следующий день, 12 августа 1943 года, беглецов арестовали. Отдел контрразведки 4-й Армии Волховского фронта инкриминировал Лошакову «изменническое поведение во время пребывания в плену». Возможно, СМЕРШевцам показалось особенно подозрительным, что за время плена Лошаков сумел сберечь документы кандидата в члены партии.
Задержанных истязали. Не выдержав побоев, Денисюк уже через несколько дней оговорил себя и признался в измене Родине – за что и был осуждён на 20 лет. Лошаков же держался более стойко. По некоторым данным, в его невиновность поверил даже один из членов судившей его «тройки». Несмотря на это, лётчика приговорили к 3 годам лишения свободы. Из Воркутлага Лошаков вышел по амнистии в августе 1945 года. Дальнейшая его карьера складывалась неплохо — он был начальником аэропорта Воркуты. Денисюк вышел на свободу позже – в 1951 году. Впоследствии участников побега реабилитировали: Лошакова в 1958 году, Денисюка — в 1962-м.
В этой истории остаётся немало вопросов. Например, почему Лошаков в письменных документах НКВД указывал средством побега советский самолёт У-2, а не «Шторьх»? Загадочной является и судьба третьего беглеца – Георгия Зотова, об участии которого в перелёте вообще не было известно до 1977 года. Наличие многочисленных недомолвок, вероятно, объясняет, почему, несмотря на реабилитацию, Лошаков так и не получил звание «Героя России», хотя за него несколько раз ходатайствовали власти Республики Коми.
Тимур Сагдиев
Найдено здесь: https://russian7.ru/post/kak-nakazali-stalinskikh-sokolov-sb/
Комментарии
Об устранении неправильного отношения к бывшим военнопленным, возвратившимся на Родину из фашистского плена
В идеологической работе нам нанесен большой морально-политический вред произволом бериевской шайки в отношении советских военнослужащих, которые в период Отечественной войны находились в плену у наших противников.
В силу обстановки, сложившейся в начале войны на ряде фронтов, значительное число советских военнослужащих нередко попадало в составе целых подразделений и частей в окружение и, исчерпав все возможности к сопротивлению, вопреки своей воле, оказалось в плену. Многие попадали в плен ранеными и контуженными.
Советские воины, попавшие в плен, как правило, сохраняли верность своей Родине, вели себя мужественно, стойко переносили лишения плена, издевательства гитлеровцев, нередко проявляли подлинный героизм. Многие советские военнослужащие, с риском для жизни бежали из гитлеровских лагерей и продолжали сражаться с врагом в его тылу, в партизанских отрядах, или пробивались через линию фронта к своим войскам.
При решении вопроса о судьбе бывших военнопленных не принимались во внимание ни обстоятельства пленения и поведение в плену, ни факт бегства из плена, участие в партизанской борьбе и другое. Наши офицеры, попавшие в плен ранеными, мужественно державшиеся в плену, огульно лишались офицерского звания и без суда посылались в штрафные батальоны, наравне с лицами, совершившими преступления. .
Некоторые советские и партийные органы до сих пор продолжают проявлять неправильное отношение к бывшим военнопленным, ничем себя не запятнавшим, относятся к ним с недоверием, устанавливают незаконные ограничения в отношении продвижения по
Наиболее грубые извращения нарушений законных прав военнопленных были связаны с необоснованным привлечением их к уголовной ответственности. Значительное количество военнопленных возвратившихся на Родину, было подвергнуто различным наказаниям, начиная со ссылки на спецпоселение и кончая высшей мерой наказания. Советское законодательство предусматривает суровую ответственность за преднамеренную сдачу в плен, за сотрудничество с врагом и за другие преступления, направленные против Советского государства. Однако, из советских законов не вытекает, чтобы военнослужащий, попавший в плен вследствие ранения, контузии, внезапного захвата и при других обстоятельствах, независящих лично от военнослужащего, должен нести уголовную ответственность.
Незаконным репрессиям подвергались и те военнослужащие, которые помимо своей воли попав в плен, руководствуясь чувством воинского долга, бежали затем из плена и возвратились на Родину, проявляя при этом нередко личный героизм
Приведу лишь два примера:
- капитан ФУРСОВ Д.Т. член КПСС, в Советской Армии служил с 1929 года, в августе 1946 года был осужден к 8-ми годам лишения свобода, с поражением в правах на 3 года, с конфискацией имущества и лишением воинского звания "гвардии капитан". Его обвинили в том, что он, находясь с конца 1941 года в плену, в феврале 1943 года добровольно поступил на службу в организованную немцами "офицерскую казачью школу".
Что же установлено теперь? Капитан ФУРСОВ, попав в окружение немецких войск, пытался выйти из окружения, но был ранен и оказался в плену у немцев. Не имея возможности бежать из плена, он решил поступить в "казачью офицерскую школу" с тем, чтобы бежать к партизанам. Получив в школе оружие, ФУРСОВ 17 июня 1943 года вместе с группой курсантов этой школы в количестве 69 человек с оружием перешли к партизанам, захватив с собой, находившихся в опьяненном состоянии, начальника школы и командира эскадрона.
И вот этого отважного советского патриота, возвратившегося на Родину с победой над врагом, в 1945 году осудили и посадили в тюрьму.
- Старший лейтенант АНУХИН Е.С., член КПСС, 31 марта 1950 года был осужден к лишению свободы на 25 лет, якобы за то, что 9 августа 1944 года при выполнении боевого задания, когда самолет Ил-2, управляемый АНУХИНЫМ, был сбит противником, а АНУХИН пленен, он на допросе в румынском штабе выдал сведения, составляющие военную тайну, сообщив противнику о летно-технических свойствах самолета.
Как теперь установлено, АНУХИН в плену у румын был всего 11 дней, а затем вместе с другими нашими военнослужащими бежал из плена и прибыл в свою часть. До конца войны он принимал активное участие в боях летчиком-штурмовиком, совершил 160 боевых полетов, из них 120 вылетов после побега из
Через пять лет после войны, в которой АНУХИН принимал самое активное участие, он был осужден и посажен в тюрьму.
Нет необходимости доказывать, что с точки зрения подлинной советской законности, расценивать в подобных случаях советских военнослужащих, попавших в плен к врагу, как изменников Родины, не было абсолютно никаких оснований. Не было оснований и для применения к ним каких-либо репрессивных мер.
Более того, советские военнослужащие, по независящим от них обстоятельствам попавшие в плен и затем бежавшие из плена на Родину, - достойны поощрения и правительственных наград.
Такой порядок существовал даже при царском режиме и имел большое значение для воспитания народа, солдат и офицеров..
Некоторая часть военнослужащих, попав в плен и зная о неизбежности для них репрессий на Родине, естественно не проявляли стремления к тому, чтобы бежать из плена.
Неправильные действия местных органов власти, создание по отношению к бывшим военнопленным атмосферы недоверия, порождает среди них, членов их семей справедливые настроения обиды, бесперспективности, ощущение неравноправия, отрицательно сказываются на их производственной, общественной деятельности.
Воспитывая военнослужащих в духе высокой стойкости, ненависти к врагу и презрения к плену, мы недостаточно популяризируем примеры доблестного поведения советских воинов в плену, примеры смелых побегов наших людей из плена.
Нужно снять с бывших военнопленных моральный гнет недоверия" реабилитировать незаконно осужденных, ликвидировать ограничения в отношении бывших военнопленных.
маршал Жуков
У всех этих летчиков судьба складывалась одинаково: все они были осуждены за измену Родине и каждый из них провел сколько-то времени в лагерях. И только один из этих лагерников был удостоен звания Героя Советского Союза. Он совершил свой подвиг седьмым: Михаил Петрович Девятаев, удостоенный этого звания в 1957 году.
В 1969 году Лошаков был приглашен союзом немецкой молодежи. Молодые немцы хотели поглядеть на человека из легенды. В Берлине Лошаков встретился и с владельцем ресторана, который в день его побега служил охранником на аэродроме и чудом избежал расстрела... Была трогательная встреча с летчиком Густавом Хойлером, чей самолет "одолжил" для своего возвращения из плена летчик Лошаков...
http://kp.rkomi.ru/txt/08_1006.html
И органы безопасности были вынуждены проверять и перепроверять каждый случай.
Но и это не гарантировало от "проколов". Засланцы действительно попадались чуть ли не на каждом шагу.
Родина о тебе не забудет, сынок!