Не Ослябя, а Ослябятя

На модерации Отложенный

В те годы существовал запрет инокам присутствовать на поле боя вооруженными под угрозой отлучения от Церкви и гибели бессмертной души. Сергий же благословил на битву пожелавших стать добровольцами двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Александра Пересвета и Родиона Ослябятю (правильное склонение имени Ослябя), которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин).

 

 

Благословление Сергием Радонежским князя Дмитрия, фреска Троице-Сергиевой Лавры. Обратите внимание, что Пересвет и Ослябя стоят за спиной Сергия

 

Благословление Сергием Радонежским князя Дмитрия, фреска Троице-Сергиевой Лавры. Обратите внимание, что Пересвет и Ослябя стоят за спиной Сергия

Перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей. По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Его копье было на метр длиннее обычного: вступая с ним в бой, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла. Александр Пересвет пошел вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла, и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит, вывалился из седла. Поединок был им проигран. Получив смертельную рану, Пересвет продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя русского войска, и только там умер. По другой версии верный конь вынес к своим умершего по дороге, но остававшегося в седле, победителя. Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала Передовой полк русских войск.

 

Картина Г.Попова, 2014. Здесь тоже Пересвет и Ослябя, но уже в Великой Схиме стоят за спиной Сергия

 

Картина Г.Попова, 2014. Здесь тоже Пересвет и Ослябя, но уже в Великой Схиме стоят за спиной Сергия

По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. Также есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы.

 

 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, Москва. Фото из открытых источников

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, Москва. 

Как бы то ни было, тела Пересвета и Ослябяти были погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке». В 1379 году монастырь был перенесён на новое место, а церковь осталась. После Октябрьской революции церковь была закрыта, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия, и прямо на могилах героев Куликовской битвы была размещена компрессорная завода. В 1979 году об изуродованном храме-памятнике писал Д.С.Лихачев. Однако завод только через десять лет освободил церковь и передал ее Историческому музею. В 1989 оду церковь была передана верующим. Попасть в нее можно через проход, проведённый по территории завода.