Мигрантов оставить нельзя выгнать

На модерации Отложенный

Ситуация с иностранной рабочей силой в России походит на эпопею с воробьями в Китае во времена правления «великого кормчего» Мао Цзедуна.

Похоже, ситуация с трудовыми мигрантами в России стала походить на историю с воробьями в Китае в 1958 году во времена правления «великого кормчего» Мао Цзедуна. Тогда руководитель КНР решил, что низкие урожаи зерновых в стране объясняются не недостатками системы государственного социализма, которая, конечно же идеальна, а вредоносными насекомыми, крысами и воробьями. Последним, в связи с этим, в Поднебесной была объявлена настоящая общенациональная война. Партия и правительство призвали уничтожать их всеми возможными способами. Задействовали для этого и взрослых, и детей.

Особенностью воробьев является то, что в отличие от многих других птиц, в воздухе они могут находиться не дольше 15 минут. Если больше, то у них просто не выдерживает сердце. И вот миллиард китайцев вышел на улицы городов и сел с погремушками, трубами и так далее… Воробьи замертво падали на землю. В результате этой дикой кампании примерно за девять месяцев послушные верховному начальству китайцы уничтожили около двух миллиардов птиц.

Естественно, мнение ученых-орнитологов, если оно тогда вообще высказывалось, во внимание не принималось. Слова «великого кормчего» — истина в последней инстанции, он не ошибается.

В результате этой мудрой политики партии и правительства через год в Китае начался массовый голод, от которого по разным подсчетам умерло от 10 до 30 миллионов человек. Дело в том, что воробьи кроме зерна в огромных количествах поедают гусениц и прочих разных вредителей. То есть пользы от них сельскому хозяйству гораздо больше, чем вреда.

Ликвидация воробьев в Китае привела к тому, что гусеницы и прочие настоящие вредители размножились в таких масштабах, что уничтожили почти весь урожай зерновых. После этого курс «мудрого вождя» переменился на 180 градусов — в 1960 году КНР начала организованно закупать воробьев в СССР и Канаде…

Нечто подобное, хоть и в несколько уменьшенном масштабе, происходило в нынешней России в отношении трудовых мигрантов из СНГ.

После относительно замирения на Северном Кавказе в 2004 году, истеричная античеченская кампания в российских СМИ пошла на спад. Вероятно, наши «великие кормчие» тогда осознали, что если постепенно не интегрировать чеченцев в российское правовое и информационное пространство, то о реальном окончании войны придется забыть на долгие годы. Однако потребность во внутреннем враге сохранялась — а иначе как переводить недовольство россиян своей жизнью с начальников на кого-то еще?

По этой причине античеченская компания в российских СМИ плавно перешла в антимигрантскую. Своего пика она достигла в 2013–2014 годах, когда были оперативно приняты поправки в Кодекс об административных нарушениях, позволявших высылать иностранных граждан в упрощенном порядке всего за два административных нарушения. Например, за переход улицы не в том месте.

В рамках этой кампании суды, прямо как в сталинские времена, просто начали соревноваться друг с другом. Правда, в этот раз не в том, кто выявит больше «врагов народа» и приговорит их высшей мере, а в том, кто вынесет больше приговоров по административным делам в отношении мигрантов и приговорит их к депортации с запретом въезжать обратно в Россию на пять лет.

Некоторые особо усердствовавшие в этом судьи ухитрялись в эти годы за день выносить около ста обвинительных приговоров.

Причем вопрос их законности на предмет соответствия хотя бы тем драконовским поправкам в КоАП, которые были приняты в июле 2013 года, волновал тогда только правозащитников. Последние в своих докладах отмечали, что некоторые судьи, пачками вынося приговоры в отношении повально задерживавшихся мигрантов, порой путали не только их имена и фамилии, но даже пол.

Попытки ученых-демографов и статистиков объяснить кремлевским вождям (в том числе, и во время встреч в рамках заседаний Совета по правам человека), что такая огульная антимигрантская кампания не только нарушает права человека, разделяет семьи, но и приносит урон экономике, поскольку численность рабочей силы в РФ за счет смертности и старения населения ежегодно сокращается почти на миллион человек, успеха тогда не имели.

В итоге той «славной» антимигрантской кампании, по данным правозащитников, опиравшихся, в свою очередь, на официальные данные судов и ФМС, в 2014 году из России были «выдворены» около 200 тысяч трудовых мигрантов, а запрет на въезд был оформлен в отношении почти 700 тысяч человек.

Впрочем, следует признать, что в 2014 году в этой области сработала инерция и неповоротливость государственной машины. Тогда российской власти стало уже не до ужасных мигрантов. С присоединением Крыма и началом войны на востоке Украины, немыслимым прежде размахом информационной войны с Западом, задача раскручивания ксенофобских настроений в стране в очередной раз сменилась на прямо противоположную. Теперь российской власти потребовалась максимальная консолидация всех живущих в стране вокруг Кремля.

Кроме того, прогнозы о сокращении численности работоспособного населения в России продолжали неминуемо сбываться, а ситуация с наличной трудовой силой резко начала ухудшаться уже в 2015 году, когда из-за падения мировых нефтяных цен вдвое обесценился рубль. Мигрантам из СНГ стало просто невыгодно приезжать в РФ на заработки.

В 2020 году ситуация с рабочей силой в России еще больше усугубилась в связи с пандемией и усилившимся экономическим кризисом. В результате, по данным Росстата за 10 месяцев 2020 года (за весь год цифр еще нет), миграционный прирост в России составил всего 86 тысяч человек, в то время как за соответствующий период 2019 года он составил 222 тысячи. Иными словами, численность иностранной рабочей силы за год сократилась в стране почти в три раза. В итоге для ряда отраслей, где труд мигрантов используется в первую очередь, прежде всего, для строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ситуация стала почти катастрофической.

И вот в Кремле осознали, что надо срочно что-то делать, и от гонений на трудовых мигрантов переходят к их организованному завозу в Россию. На минувшей неделе президент Владимир Путин поручил правительству и коммунально-строительной комиссии Госсовета рассмотреть упрощенный порядок порядка найма мигрантов на стройки. История сделала круг.

Тут есть вот еще какой момент. Словосочетание «упрощенный порядок» для привлечения иностранцев на российские стройки само по себе примечательно, учитывая, что с отдельными странами, «входящими в СНГ» у России и так безвизовые отношения. Куда же еще проще? Или под этой казуистической формулировкой кроются планы организованного завоза тысяч бесправных иностранных работников? А если они не поедут, тогда что?