Ленинским путём: Февральское послание президента Федеральному собранию может оказаться судьбоносным

На модерации Отложенный

 

«Ты сейчас умрёшь: Якин бросил свою кикимору и уговорил меня лететь с ним в Гагры!» – примерно так прозвучало заявление экономиста Михаила Хазина о готовящемся послании президента – дескать, глава государства вот-вот поведает о возврате к социалистической парадигме государственного управления. Сенсация? Скорее вынужденный шаг.

 

В общем-то левый курс явно проступил ещё год назад, когда первым вице-премьером правительства стал Андрей Белоусов, большой приверженец китайской модели. Дальше – больше. В Конституции прописали, что Россия – социальное государство со всеми вытекающими последствиями. А припомните, давно ли вы слышали от власть предержащих слово «капитализм» применительно к нашему, а не западному экономическому укладу? По мнению Хазина, у России просто нет возможности пойти иным путём, нежели вернуться к социалистическому укладу. И президент наконец-то объявит об этом вслух. Но почему именно сейчас, накануне выборов в Думу? 

 

На первый взгляд всё проще простого. Посмотрите, что происходит в партийном строительстве. Из эсеров лепят новую левую партию, впрыскивая им инъекцию «За правду» с неуёмным Захаром Прилепиным. Из ЕдРа выводят ОНФ, чтобы двинуть на выборы двумя стройными колоннами, одна из которых призвана смести думских левых, но скорее всего просто чуть-чуть их подвинет. При этом надо понимать, что Общероссийский народный фронт – движение откровенно левое, можно даже сказать, левее некуда. Коммунисты нынче намного правее – с их православием, державностью и народностью. По сути, если все вышеперечисленные пройдут в Думу, против центристов – ЕдРа и правых либерал-демократов – там будет целых три левые партии! Так что строим, ребята? Всё ещё капитализм – или как? Три левых партии в Думе – это следует как-то объяснить. 

 

Но всё вышесказанное слишком прямолинейная попытка объяснить неочевидное. 

 

А вот что об этом думают политологи, предпочитающие поглубже покопаться в причинах неоднозначных явлений.

 

«Я согласен с моим соратником по партии «Родина» Хазиным, что мы движемся в направлении масштабной трансформации экономической модели, – отметил директор Института свободы Фёдор Бирюков.

– Но не будет никаких идеологических акцентов – это общемировая, глобальная тенденция. Будет новый уклад – с элементами социализма, но не социализм в традиционном понимании, в виде возвращения СССР». 

 

Похоже, президент ищет пути для большой кадровой ротации – возможно, смена экономического уклада (или демонстрация этой смены) как-то с этим взаимосвязана в его представлении. А может быть, речь идёт о более глубинных явлениях. Замедление развития экономики привело к усугублению бедности, а вместе с ней к росту народного недовольства. Если бы нам вернули Навального не среди холодной зимы, а весной, мало бы не показалось. Но если власти провозгласят возврат к социальным ценностям, обозначат левый поворот, то можно не только сбить протестные настроения, но и привлечь новых сторонников. Обратите внимание, сколько за последние годы принято новых законов, закручивающих гайки, от запрета иностранцам усыновлять детей, уголовной ответственности за клевету и засекречивания информации о силовиках в Росреестре до наказания за несообщение о преступлении. Написал в соцсети «Верните Курилы японцам!» (или Туву – Тайваню, или Карелию – финнам, или Калининград – немцам, на выбор) – сядешь на несколько лет. Как-то не сочетается с либеральным курсом, провозглашённым после распада Союза, не так ли? Значит, всё-таки готовится левый поворот, о котором предупреждает Хазин? 

 

Сергей Марков, политолог

 

– В российской экономике накопились кризисные явления, требующие серьёзной встряски. Хазин пишет о раскулачивании олигархов, у него вышла статья с таким заголовком. Это требует объяснения. Вот и появилась заготовка о левом повороте. Я не уверен, что президент обозначит его в феврале, но соглашусь с Хазиным, что иного решения не просматривается. Страна берёт новый курс – влево.

 

Георгий Филин