1918 - начало геноцида казачества
На модерации
Отложенный
Накануне Первой Мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава.
После того, как большевики в конце 1917 - начале 1918 утвердились на казачьих территориях, в первую очередь их репрессии были направлены на казаков. Так, заняв Оренбург и утвердившись на территории Оренбургского казачьего войска, в городских и станичных населенных пунктах они проводили расправы надо неугодными и грабежи хозяйств казаков. На территории Оренбургского войска большевиками было дотла сожжено несколько казачьих станиц, вывезено и уничтожено хлеба в размере нескольких миллионов пудов, тысячи голов лошадей и рогатого скота зарезано прямо на казачьей территории или угнано. Всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно, ещё больше посажено в тюрьмы.
12 февраля 1918 года казаками Голубова, перешедшими на сторону большевиков, была занята оставленная накануне Добровольческой армией столица Дона — Новочеркасск. Следом за ними в город прибыли чекисты и начали избиение городской интеллигенции и офицеров. Над трупами расстрелянных каратели из ЧК долго и ожесточенно издевались: пинали их ногами, кололи штыками, дробили черепа убитых прикладами винтовок. Такого поворота событий в казачьей столице не смог стерпеть даже сам Голубов, чьи красные казаки стали противодействовать красным же карателям из ЧК. Внедрение советской власти на Дону и Кубани сопровождалось захватом пришлым элементом местного управления, грабежами, реквизициями, арестами, казнями, убийствами (только одних офицеров было убито большевиками на Дону около 500 человек), карательными экспедициями против протестующих станиц и селений. То, что не удалось атаману Каледину — уговорить донских казаков восстать против большевизма — помогла осуществить террористическая политика большевиков. За два месяца господства большевиков для казаков советский режим стал символом террора и анархии.
"Советский режим с его неизбежными приемами — убийствами, грабежами и насилиями стал вызывать уже в казачьей среде волю к активному сопротивлению. Оно возникало во многих местах стихийно, неорганизованно и разрозненно." А.И.Деникин
А это заявление красного казака Миронова: "Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество"
В газете "Известия ВЦИК" с № 20 по 25 в январе и феврале 1919 года опубликована статья главкома РККА Иоакима Вацетиса "Борьба с Красновым": "Мы будем совершенно правы, если скажем, что нет более в мире такого исторического суррогата как казачество, а донское в особенности. Казачество для России всегда играло роль палача, усмирителя и прислужника императорского дома...Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы... У казачества нет заслуг перед русским народом и государством. У казачества есть заслуги лишь перед темными силами русизма… По своей боевой подготовке казачество не отличалось способностями к полезным боевым действиям... Казачья масса еще настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира... Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие..."
В январе 1919 из недр руководящей верхушки большевиков вышел основной документ террора против казаков: Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б).
Донбюро ЦК РКП, как ответственный за проведение расказачивания орган, на директиву реагирует оперативно, что следует из докладов в ЦК партии. Из доклада секретаря Донбюро ЦК РКП А.Френкеля к VIII съезду (март 1919 года): «…Широко применить более радикальные террористические методы, указанные в той же инструкции ЦК, но ещё не применяющиеся, а именно: экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение их внутрь России, с вселением на их место пришлых трудовых элементов. Это лучшим образом растворит казачество»
Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года: "Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам..."
Директива Реввоенсовета 8-й армии № 1522 от 17 марта 1919 года: "Реввоенсовет 8-й армии приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей, воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу.
Предатели донцы ещё раз обнаружили в себе вековых врагов трудового народа. Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям..."
Еще в мае 1918 г. Терский Совнарком по инициативе его наркома внутренних дел Я.И. Фигатнера и Г.К. Орджоникидзе разработал план выселения казаков из станиц Сунженской линии и передаче их земли ингушам. В августе 1918 большевики организовали нашествие ингушских отрядов на станицы Аки-Юртовскую (Воронцово-Дашковскую), Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора: казаки из них были выселены поголовно (до 10 000). Безоружные, они двигались на север, гибли и мерзли по дороге, подвергаясь постоянным нападениям горцев. Только за несколько дней 1918 г. было истреблено около 12 000 казаков – в основном женщин, детей и стариков, а 70 000 были изгнаны из своих домов. Ряд станиц (большая часть которых находится сейчас в Пригородном районе Северной Осетии) превратились в ингушские аулы.
После передачи части казачьих территории ингушам Терский Совнарком (его возглавлял Ф.Х. Булле) по предложению Орджоникидзе обратился с подстрекательским воззванием теперь уже и к осетинам: "Целый ряд казачьих станиц вклинивается в Осетию. И если казаки не согласны добровольно и по постановлению Пятигорского съезда уступить вам принадлежащие по праву революции земли, то с оружием в руках, подобно братьям ингушам, предложите станицам, осевшим на нашей родной земле, разоружиться и выселиться".
Геноцид терцев санкционировал лично Ленин, написавший проект соответствующего постановления Политбюро ЦК РКП(6) от 14 октября 1920 г. Как с удовлетворением объявил Орджоникидзе: "Мы определенно решили выселить 18 станиц с 60 тысячным населением по ту сторону Терека"; в результате – "станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам".
В поддержку деятельности Орджоникидзе на Кавказ был направлен Джугашвили-Сталин. Из телеграмм, подписанных Сталиным: "РВС Терской группы. Копия РВС Комфронта Грозный. 30.10.1920. Предписывается Вам произвести в срочном порядке переселение казаков Асиновской станицы за Терек…" Подписи: Сталин, Орджоникидзе.
Из телеграммы Сталина Ленину 30.10.1920: "Первое. Выселено в военном порядке пять станиц. Недавнее восстание казаков дало подходящий повод и облегчило выселение; земля поступила в распоряжение чеченцев. Положение на Северном Кавказе можно считать несомненно устойчивым…" (РЦХДНИ, ф. 17, оп. 112, д.93,л.35)
В результате на Дону, где к 1 января 1917 г. проживало 4 428 846 человек (из которых собственно казаков было менее половины), на 1 января 1921 г. осталось лишь 2 252 973 человека. К 1926 г. на Дону оставалось не более 45% прежнего казачьего населения, в других войсках – до 25%, а в Уральском – лишь 10 % (оно почти целиком снялось с места, пытаясь уйти от большевиков). На Кубани 25 января 1931 года была осуществлена дополнительная депортация казачества в числе 9 000 семей. Общее количество уничтоженных казаков по разным оценкам колеблется от 1 до 2 млн. человек.
Согласно действующему закону РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», в отношении казачества проводилась «на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся насильственным переселением, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».
Вечная память казакам и всем россиянам, павшим от рук красных отморозков...
Источники:
Расказачивание - казачий холокост https://tverdyi-znak.livejournal.com/3361463.html
Трагедия терского казачества https://historical-fact.livejournal.com/13203.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Расказачивание
Комментарии