Как православная церковь поддерживала Османскую империю

На модерации Отложенный

На канале журналиста-блогера Константина Семина в 2018 году вышло замечательное интервью с профессором философии Критского политехнического университета Димитриосом Пателисом. Он грек, но хорошо знает русский язык. В интервью они осветили тему, как Константинопольская православная церковь помогала властям Османской империи властвовать над греческими христианами.

 

Как православная церковь поддерживала Османскую империю

 

 

Пателис: Тенденция опоры на православие, на церковные круги, и здесь и у нас чревато. Я не знаю, если вы не в курсе, но... Давайте я расскажу как консервативный обыватель России смотрит на вещи: с одной стороны глобалисты и либералы, с другой стороны есть консервативный здоровый элемент, даже националистический, но здоровый элемент, который сопротивляется глобализму, мультикультурализму и всему этому.

При этом они, абсурдно, в одну кучу ставят проблему ЛГБТ и проблему иммигрантов, как будто это одно и то же...

Семин: Ну это всё элементы глобализации, навязывание содома и гоморры [поясняет взгляд консерваторов].

Пателис: Допустим, что это так. Эти люди стихийно, они не ученые, но чувствуют какую-то опасность, и опасность настоящая, это не шутки. Стихийно они хотят найти опору для себя на международном уровне. И ищут опору в таких кругах. Но надо знать историю таких кругов.

У нас Церковь по традиции еще со времен Османской империи - это часть османской бюрократии.

Семин: Православная церковь в Греции - это часть османской бюрократии. То есть это, прости за современный язык, пособники оккупантов?

Пателис: Документально! Это документально! Патриархия православная во главе с Османской империей функционировала как часть управления гяурами - неверными, христианами.

Семин: Как рейхскомиссариат.

Пателис: В общем они функционировали как механизм дисциплинирования и подчинения православных христиан Османской империи. И как механизм, который помогал таким функциям Османской империи, как сборы, допустим, налогов. Это факт.

Показательно, что во время Византии император имел право подписываться красными чернилами.

А это право было передано султаном патриарху. Неслучайно. И неслучайно, что предавались анафеме все революционеры православные со стороны патриархии во время Османской империи.

 

Как православная церковь поддерживала Османскую империю

 

Семин: То есть православные анафемствовали православных, которые осмеливались поставить под сомнение османское владычество?

Пателис: Да. Есть даже служебные документы церковные, которые говорят, что Османская империя есть воля божия и никто не имеет права против этого идти. И те, кто подрывают основы Османской империи, они против Бога идут.

Семин: Еретики.

Пателис: Еретики. Это символика того, что они выполняли функцию чиновничества в Османской империи. А это не отдельно взятые патриархи константинопольские. Это целая плеяда так называемых фанариотов, то есть аристократов, выходцев из Византии, династия которых ассимилировалась полностью и превратилось... В общем они обслуживали Османскую империю. Выполняли функции дипломатов, администраторов, порой возглавлялись на периферии империи гегемонами в Валахии, Бессарабии.

Семин: Что-то мне это здорово напоминает с нынешней Украинской автокефалией и с константинопольским патриархом.

Пателис: Это будет еще смешнее, если я скажу, как получила автокефалию Греческая православная церковь и с чем это связано.

В общем, есть различные варианты, которые показывают глубинные исторические корни того явления, что религия и церковь выступали в качестве институтов наиболее реакционных режимов в нашей истории. Прямо выполняли такие функции.

И когда вспыхнула у нас революция, были переданы анафеме все просветители, которые подготавливали почву для революции. Просветители - это от дьявола, от сатаны и не надо их слушать. Сжигали литературу, сжигали книги, которые печатались на Западе тайком и приносились в Грецию, на Балканы...

Семин: И подрывали Османские скрепы.

Пателис: Именно. Не просто какие-то революционные тексты, это все само собой. Там учебники по физике были, и по химии.