Судный Татьянин день Как советская власть боролась с любимым храмом российского студенчества
На модерации
Отложенный
В 1755 г. императрица Елизавета Петровна в ответ на прошение графа Ивана Ивановича Шувалова подписала указ "Об учреждении Московского университета". Случилось это 12 января (25 по н.ст.), в день, когда Православная церковь отмечает память христианской мученицы Татианы. Так Татьянин день стал днем рождения университета, и храм науки обрел небесного покровителя.
Вид церкви без надписи на фасаде.
Храму быть...
Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Барятинского на Моховой улице, где по проекту знаменитого зодчего Матвея Казакова и на деньги императрицы Екатерины II в 1786-1793 гг. было выстроено его главное здание1. В левом флигеле была устроена первая университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны. С этого времени и ведет отсчет традиция устроения Татьянинских храмов в высших учебных заведениях.
В 1812 г. огромный пожар при нашествии Наполеона почти полностью уничтожил здание университета, а вместе с ним и Татьянинскую церковь. После этого четверть века университетским храмом служила верхняя церковь соседнего храма Георгия на Красной Горке2. Там в 1825 г. студенты присягали великому князю Константину Павловичу, а затем его брату Николаю.
В 1832-1833 гг. университет при поддержке Николая I приобрел у семьи Пашковых усадьбу на углу Моховой и Никитской3. В перестроенном под началом архитектора Е.Д. Тюрина главном доме было предусмотрено и место для домового храма. Он был освящен 12 сентября 1837 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в присутствии министра просвещения С.С. Уварова. Первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Матвеевич Терновский (1798-1874). Здесь отпевали писателя Н.В. Гоголя (1852) и поэта А.А. Фета (1892), историков Т.Н. Грановского (1855), С.М. Соловьева (1879) и В.О. Ключевского (1911), физика А.Г. Столетова (1896), первого избранного ректора университета С.Н. Трубецкого (1905), а также многих других профессоров.
Указ императрицы Елизаветы об учреждении Московского университета.
Каждый год в Татьянин день в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой покровительнице. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже по всей Москве гуляла студенческая вольница. Литератор начала XX в. П. Иванов отмечал: "Из залы [ресторана] выносятся растения, все, что есть дорогого, ценного, все, что только можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной. Число студентов растет с каждой минутой. Обед сопровождался тостами, речами, пением. Исчезает вино и закуска. Появляется водка и пиво. Поднимается невообразимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что он пьян. Все безумствуют, опьяняют себя этим безумствованием. Воцаряется беспредельная свобода". В этот день полиции было предписано не арестовывать, а сопровождать до дому особо подвыпивших и "потерявшихся" студентов
<hr/>
Закрыть и ликвидировать
При большевиках пришли иные времена. В январе 1918 г. принимается декрет Совнаркома "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", предусматривавший и отделение школы от церкви. Не случайно его 9-я статья гласила: "Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается"4.
В отношении домовых церквей при учебных заведениях Наркомпрос принял специальное постановление, обязывающее местные власти к 1 сентября завершить процесс их ликвидации (см. Док. N 2).
Татьянинский храм при МГУ был закрыт 16 августа 1918 г., и с этого дня богослужение в нем не проводилось. Известно, что около 200 студентов, преподавателей и служащих подавали на имя М.А. Мензбира, тогдашнего ректора университета5, заявление "с просьбой возбудить ходатайство о признании этого храма приходской церковью Университетского района". Но из этого ничего не вышло. Церковное здание передали в ведение МГУ и было "рекомендовано" использовать его под клуб. Правда, сделать это было нереально, поскольку все имущество и весь внутренний интерьер оставались нетронутыми, а Наркомпрос не спешил все вывозить, так как планировал устроить здесь музей6.
В новом учебном 1918/1919 году в аудитории Московского университета должны были прийти новые студенты - вчерашние рабочие и крестьяне.
Для них, как считала власть, храм не нужен, как не нужен и планируемый в нем музей церковной старины.
<hr/>
Красиков протестует
Вплоть до мая 1919 г. ситуация с Татьянинским храмом оставалась "замороженной". Но храм все равно присутствовал в публичном советском пространстве, чему способствовали его внешние особенности: икона на внешней стене, деревянный четырехконечный крест на крыше и надпись на фронтоне "СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ". По мнению заведующего VIII отделом Наркомюста П.А. Красикова,7 это свидетельствовало о ненадлежащем исполнении Декрета "О памятниках Республики" об удалении с улиц и площадей Москвы и других городов, из всех публичных мест царских эмблем, надписей, названий, гербов, икон и иных религиозных предметов (см. Док. N 1).
Досталось от Красикова и центральным властям в жестком письме в Наркомпрос (см. Док. N 3), на которое быстро ответил замнаркома просвещения известный историк М.Н. Покровский (см. Док. N 4). Красиков потребовал объяснений и от коменданта Кремля П.Д. Малькова по поводу "доски на Никольских воротах, удостоверяющей о каком-то чуде", и которая "возбуждает многих товарищей-коммунистов"8. Мальков буквально через пару дней рапортовал, что "доска, находящаяся на Никольских воротах, снята"9.
7 июля 1919 г. вопрос "о ликвидации церков[ных] религиозных эмблем на здании 1го Московского государственного университета" вначале был рассмотрен в предварительном порядке на заседании Малого Совнаркома, а 8 июля - на заседании Совнаркома (см. Док. N 5).
Вынос церковных ценностей из храма. 1920-е гг.
<hr/>
Наука - трудящимся
В ночь с 17 на 18 июля 1919 г. "ликвидация Татьянинского храма" началась. Были удалены икона со стены, крест на крыше и надпись на фронтоне здания. Основное действо по упразднению домовой церкви намечено было на 24 июля (см. Док. N 7-10).
Предметы, имевшие историко-художественное значение, забрал Музейный отдел Наркомпроса (см. Док. N 11-12). Часть икон и утварь были переданы в церковь св. Георгия на Красной Горке. Решением Московского епархиального совета (октябрь 1919 г.) к этой же церкви была причислена община университетского прихода. В 1920 г. здесь тайком праздновали Татьянин день - в 165летний юбилей университета10.
В опустевшем бывшем домовом храме устроили читальный зал юридического факультета. Чуть позже на фронтоне здания появилась новая надпись: "Наука - трудящимся". В 1922 г. в бывшем храме открыли студенческий клуб, куда приходили и где выступали А.В. Луначарский и Н.И. Бухарин, актер Василий Качалов, певец Леонид Собинов, поэт Владимир Маяковский. Здесь же в 1936 г. академик Н.Д. Зелинский предложил присвоить университету имя М.В. Ломоносова, что и произошло в 1940 г. в дни празднования 185летнего юбилея МГУ11.
С 1958 г. под патронатом великой русской актрисы А.А. Яблочкиной (1866-1964) в здании бывшей церкви открылся студенческий театр. В разные годы им руководили Сергей Юткевич, Ролан Быков и Марк Розовский. Из Студенческого театра МГУ вышли Марк Захаров, Алла Демидова, Ия Саввина и многие другие знаменитые люди советского искусства.
<hr/>
И вновь звучит молитва в храме...
В Татьянин день 1991 г. впервые после многолетнего перерыва в храмовых стенах отслужен молебен святой Татьяне. В 1992 г., выступая в МГУ, патриарх Алексий II выразил пожелание об открытии храма в университете. В следующем году группа профессоров обратилась к ректору В.А. Садовничему с предложением восстановить домовый храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ в декабре 1993 г. постановил: "Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по ул. Герцена,
1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета".
25 января 1995 г., в Татьянин день, вновь была освящена домовая церковь. Позднее на первом этаже здания был освящен новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского. В 1995-2001 гг. храму были возвращены его отличительные исторические особенности: на крыше установили деревянный крест, на фасаде разместили мозаичную икону мученицы Татьяны, на аттике храма восстановлена прежняя надпись: "СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЪ ВСЕХЪ".
Публикацию подготовили заместитель начальника отдела РГАСПИ кандидат исторических наук Анна Кочетова и главный специалист РГАСПИ доктор исторических наук Михаил Одинцов.
Комментарии
А для полноты картины хорошо было бы описать КАК ЦЕРКОВЬ БОРОЛАСЬ С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ.
Желательно в красках.
С обязательным упоминанием красноречивых фактов, когда священнослужители возглавляли банды (!) и лично истребляли голытьбу...
"Ученый совет МГУ в декабре 1993 г. постановил: "...Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета".
сочетается вот с этим:
"Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии."
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 4, п. 4.
И уж совсем из любопытства: а кто эту церковь содержит? Кто расходы оплачивает?