Признаки конца режима

На модерации Отложенный

Я сообщаю о своих личных наблюдениях, не претендуя на полноту и не пытаясь обозначить сроки. Эти признаки могут несколько расходиться во времени. На определенном этапе может преобладать что-то одно, потом маятник качнется в другую сторону.

1. Ужесточение репрессий, вплоть до полного беспредела. Хороший пример Белоруссия, но и в России примеров достаточно. При СССР репрессиями увлекался Андропов. Но в перечисленных случаях репрессии были точечные, до массовых не доходило.

2. Попытки задобрить население, в первую очередь социальными благами, типа кинуть больше бюджетных средств на медицину, увеличить МРОТ и т. п. Льготы мизерные, зачастую это не реальные льготы, а только риторика. Влияние льгот нивелируется увеличением разных тарифов и сборов. Но надо учесть, что гораздо большим подарком может быть сохранение неизменным или даже сокращение военного или правоохранительного бюджета.

 

В позднее советское время главной козырной картой наращивания производства предметов потребления власти считали конверсию военного производства. Насколько хорошо они представляли себе, как это сделать, вопрос отдельный.

Но вот фрагмент из интервью с бывшим бывшим работником ЦК КПСС от начала 90-х годов. «В последние годы при СССР все заседания Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР были посвящены конверсии. Это отражено в протоколах, можно прочесть. А сейчас посмотрите, что стало с оборонными предприятиями».

Вот и сейчас повышают МРОТ, сдерживают рост цен, ввели госуслуги и МФЦ (при некоторых недостатках две последние меры позитивны), при пандемии кое-кому раздают деньги. Сократили оборонный бюджет. Разрабатывают планы ускорения экономического роста. Вероятно, к этому списку можно что-то добавить. Но одновременно происходит полный беспредел с Навальным и другими, не всегда известными лицами, а ведь было еще убийство Немцова и много других дел.

Реалистична ли эта социально-репрессивная политика? Рассуждая предельно цинично, скажу, что ресурсов на социалку не хватит. Да и тратятся они не самым разумным способом. Можно ли компенсировать падение уровня жизни усилением репрессий? Об этом судить пока не берусь.

Сергей Белановский, социолог