Легенда Российской разведки (Михаил и Елизавета Мукасеи)
На модерации
Отложенный
Разведка существует с библейских времен: «И послал их Моисей, и сказал им: осмотрите землю, какова она и народ, живущий в ней, силен он или слаб? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И высмотрев землю, возвратились они через 40 дней» (Числа 13).
Но то, что совершили супруги Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна Мукасеи за долгий срок своей службы во внешней разведке страны, не имеет прецедентов ни в одной из разведывательных служб мира.
Биография их просто уникальна. Они не собирались стать разведчиками. Привело их туда причудливое сплетение обстоятельств. Они сложились так, что почти пять лет с 1939 по 1944 они служили в военной разведке, а затем 22 года работали в нелегальной разведке КГБ, возглавляя региональную резидентуру в Европе.
Имена их стали известны только в 2001 году, когда по настоянию своих детей известного кинооператора Анатолия Мукасея и его жены киноактрисы и режиссера Светланы Дружининой родители получили свою долю славы и публичного признания. К чести руководства Службы внешней разведки России, они поддержали это стремление. Более того, Мукасеям разрешили издать свои мемуары под названием «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы. Но тщетно вы будете искать в этой книге названия стран, имена людей, с которыми они сотрудничали. В прошлом году Михаилу Исааковичу исполнилось 100 лет, а его жене 95. С этим юбилеем их поздравил Президент России Владимир Путин. А в этом году новый Президент страны Дмитрий Медведев поздравил с 70-летием их сына Анатолия Мукасея.
В справочнике Вадима Абрамова («Евреи в КГБ», 2006 года издания) супругам посвящено несколько строк: «Мукасей Михаил Исаакович (род.1907). Полковник, родился в Белоруссии. Окончил Ленинградский университет. С 1937 года в разведке. Работал в Лос-Анджелесе (США) под дипломатическим прикрытием (сотрудником консульства). Зам. начальника учебной части ВРШ (высшей разведывательной школы). Более 20 лет проработал на нелегальной работе за рубежом вместе с женой Елизаветой Ивановной, подполковником разведки.
Супруги Мукасей удостоены правительственных наград. Жили в Москве».
Постараемся расширить эту скупую информацию на основе того, что писали о себе Мукасеи и что пишут о них.
Михаил и Елизавета Мукасеи
Сын, племянник и внук кузнецов Михаил Мукасей провел свое детство в деревнях Воробьево и Замостье недалеко от старинного города Белоруссии Слуцка. С 10 лет стал помогать в работе отцу и дяде. Как вспоминал Михаил, он не мог выковать живой цветок из железа, как брат его отца, но к 17 годам стал полноправным членом кузнечной артели местечка Гресск.
Его мечтой было получить образование. Узнал, что в Ленинграде имеется институт труда, куда для повышения квалификации принимают таких рабочих парней, как он. Рванул в Питер, но в институт его не приняли. Нужно было направление ЦК комсомола республики. Денег на обратный путь не было. Михаил перебивался случайными заработками, ежедневно посещал биржу труда.
Наконец фортуна повернулась к нему лицом. Он получил место подметальщика на крупнейшем предприятии Ленинграда Балтийском судостроительном заводе. Вскоре его взяли на работу в котельный цех. Пришлось отбивать ржавчину в котлах, стоящего на ремонте линкора «Парижская коммуна». В начале нового века, вспоминая об этой работе. Михаил Исаакович писал: «Я туда, в котлы, будь они прокляты, еле-еле влезал. Вкалывал так, что даже плакал, но никто на помощь мне не приходил», И снова судьба улыбнулась Михаилу, и взяли его в кузнечный цех.
Там оценили старание Михаила и вскоре назначили бригадиром. Днем он работал, вечером учился на рабфаке. Успешно окончил его. Партийное собрание, на котором он попросил рекомендацию для поступления в университет, единогласно одобрило его желание. Михаила приняли на экономико-географическое отделение. Он хорошо учился, был выбран секретарем комсомольской организации отделения.
В университете он знакомится со своей будущей женой. В очереди к зубному врачу он обратил внимание на девушку. Она была не только студенткой, спортсменкой, но и просто красавицей. Знакомство тогда не состоялось, но через несколько месяцев студентка биологического факультета Елизавета Емельянова вновь встретилась с кудрявым парнем в красной рубашке. Возникло глубокое чувство, которое не исчезло даже после 75 лет их брака. Елизавета была на пять лет младше Михаила. Родилась она в Башкирии, но приехала поступать в университет из Ташкента, где окончила специальный интернат. Они женились студентами. Елизавета после университета стала работать в школе, затем возглавила ее.
Михаилу же после окончания университета предложили продолжить учебу в восточном институте, прозрачно намекнув, что овладев бенгальским и английским языками, он будет работать в Индии. К этому времени Михаил достаточно хорошо владел немецким, польским (начальная школа в их деревне была только польская). Конечно, изучать сразу два иностранных языка сложно. Но получилось так, что знанием английского он обязан бенгальскому. В те годы не было русско-бенгальских словарей, а профессор индус не знал русского. Но были англо-бенгальские. Через два года учебы в начале 1937 года институт закрыли. Директора признали троцкистом и расстреляли, большинство преподавателей посадили. Михаил еще не успел опомниться после закрытия, как ему предложили учебу в школе военной разведки. Был острый дефицит кадров.
Со второй половины 1936 по конец 1937 военной разведке был нанесен сокрушительный разгром. Один за другим были расстреляны три ее руководителя. Была репрессирована почти вся зарубежная резидентура. Ее руководителей вызывали в Москву и расстреливали, некоторых убивали в странах их пребывания. Два неполных года проучился Михаил в школе, но затем его вызвали к начальству и направили в первую зарубежную командировку. Снова фортуна обратила на него свое внимание.
В своих мемуарах Мукасеи подчеркивают, что такому скорому выезду за рубеж способствовал случай. Жена советского резидента в США сдала в химчистку костюм мужа, а карманы не проверила. ФБР, которое тщательно опекала советских граждан, нашла в кармане расписку агента в получении денег. Резидента мгновенно арестовали, судили, но его смогли обменять на арестованного в СССР американского разведчика. Первого августа 1939 года Михаил с женой и двумя детьми сошел с борта знаменитого трансатлантического лайнера Нормандия» в Нью-Йорке.
Приехал он в США под вполне легальным прикрытием вице-консула в Лос-Анджелесе. Сам город для советской разведки интереса не представлял. Но там жили почти все кинозвезды и многие представители американского истеблишмента. Как сам президент страны Рузвельт, так и многие политики любили пооткровенничать с этими людьми. Советский вице-консул, как его называли в США, Майкл Мукасей и его очаровательная жена Бетси быстро вошли в круг этих людей. Их приемы с удовольствием посещал писатель Теодор Драйзер. Совсем недавно их сын Анатолий вспоминал, что частенько играл с подвыпившим дядей Теодором под столом. Их посещали знаменитые музыканты Леопольд Стоковский и Владимир Горовиц.
С Бетси любили посекретничать Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Особенно близко подружился с Мукасеями Чарли Чаплин. Вспоминая о нем, Елизавета Ивановна писала: «Обаятельнейший был человек. При знакомстве сразу признался, что любит советских людей, а женщин – в первую очередь. Захаживал в консульство, где его встречали на «ура». Мой Миша Чаплину всегда предлагал водочки, и тот почти никогда не отказывался – умел выпить. «Мукасеи оказались первыми зрителями его знаменитого фильма «Диктатор». Чаплин не раз говорил Михаилу: «Пусть ваши не верят Гитлеру. Он все равно на вас нападет». Об этом советскому разведчику говорили и другие знакомые американцы. Кто намеком, а кто и прямо.
Он немедленно сообщал об этом в Москву, но она молчала. Сами того не ведая, знакомые Мукасеев снабжали советских разведчиков интересными сведениями. А вице-консул передавал их в центр с весьма интересными пометками, как например «из кругов близких к президенту».
Война действительно грянула. Поток сообщений возрос, вместе с тем возрос и порядок запросов. Когда немцы стояли уже под Москвой оттуда непрерывно спрашивали: «Что будут делать японцы? «Источники Мукасея неоднократно подтверждали, что Япония пока на войну с СССР не решится. Как были рады Михаил и Елизавета, когда узнали, что сибирские дивизии, переброшенные с Дальнего Востока, разбили немцев под Москвой.
Только после войны они узнали, что их сообщения из США и Зорге из Японии стали основой принятого решения о переброске войск. В 1943 году Мукасеи вернулись в Москву. Михаила назначили заместителем заведующего учебной частью специальной разведшколы, а Елизавета стала работать секретарем художественного совета МХАТа. Она посещала лекции главного режиссера театра Михаила Кедрова. Как ей впоследствии пригодились эти знания о методике художественного перевоплощения. В 1947 году Мукасеям предложили организовать нелегальный пункт двухсторонней связи в Западной Европе. Решение было сложным. Они категорически отказались брать с собой на нелегальную работу детей. Ведь старшей дочери было уже 17 лет, а сыну тринадцать. Михаил и Елизавета великолепно понимали, что люди Гувера – руководителя ФБР, не зря ели свой хлеб.
Они располагали весьма подробными сведениями о супругах. И стоило им только обратить на себя внимание любой западноевропейской контрразведки, которые тесно сотрудничали с ФБР, то им конец. Ведь до 1962 года, когда Р. Абеля обменяли на сбитого американского летчика Пауэрса, СССР по идеологическим соображениям отказывался от провалившихся разведчиков. Вспомним судьбу Зорге. У страны, строящей коммунизм, не может быть шпионов. Готовили их тщательно. Михаил по легенде был швейцарским евреем, счастливо уцелевшим в концлагере. Сразу после освобождения Белоруссии, Михаил посетил родные места. Все его родственники были уничтожены фашистами. Но он нашел человека, уцелевшего в фашистском лагере. Расспросил его подробно обо всем, что с ним произошло в концлагере. Его биография стала биографией Мукасея.
Он прочел все, что было известно об этом лагере, знал все детали лагерной жизни, имена начальников. Посетил места, куда лагерников гоняли на работы. Елизавету также стали тщательно готовить к новой работе. Начальство узнало, что в школе и университете она увлекалась радиоделом и ее стали готовить радисткой их небольшой семейной группы. Готовили Мукасеев довольно долго. Они должны были не только знать досконально свою легенду, но и быстро вжиться в чужую жизнь. Елизавете пришлось стать полькой, ревностной католичкой из религиозной семьи. Она вспоминала: «Мне пришлось учить не только польский язык, но и католические ритуалы. Я знала все правила и молебны, а также польский гимн и множество песенок, которые по легенде выучила в детстве. Я основательно изучила польскую кухню, правила поведения». В дополнение к польскому пришлось овладеть немецким и чешским языками. Обосновались Мукасеи в Швейцарии, где Михаил стал консультантом-посредником по продаже меховых изделий.
Он настолько основательно изучил это дело, что в скором времени стал преуспевающим бизнесменом в этой области. Вместе они под видом коммерсантов посещали разные страны, встречались с такими же нелегалами и беспрерывно снабжали свое руководство ценнейшими данными. В одном интервью у Мукосеев спросили, сколько стран они посетили за 22 года своей деятельности. Михаил сослался на забывчивость, а Елизавета ответила более 40 стран от А до Я. И ни одного провала. А риск был громадный. В одной из стран Европы Михаил был остановлен молодым человеком, который вскрикнул на русском языке: «Здравствуй, Майкл. Как ты здесь оказался!». Михаил, разумеется, узнал его. Это был сын их знакомых по Лос-Анджелесу. Однако с недоумением посмотрел на молодого человека и ответил на английском, что не понимает, в чем дело. Однажды Елизавета чуть нос к носу не столкнулась со своей родной сестрой, которая с туристской группой бродила по одной из европейских столиц. Или такой случай.
Рано утром за кофе Михаил просматривает местную газету в Швейцарии и читает: «Враг не дремлет... В нашем городе работает быстродействующая радиостанция, которая меняет одну частоту за другой. По всем данным, радист работает на Москву». Пришлось прервать связь на несколько месяцев. Резидентура Мукасеев поддерживала отношения с разведчиками-нелегалами в Европе, Индии, Японии. Им приходилось менять имена, паспорта, оформлять за рубежом новые вполне легальные документы. Однажды, как вспоминают супруги, в одной из стран получая, новые документы они удивились, что чиновник стал поздравлять Елизавету с днем рождения. Но она быстро вспомнила, что в новых документах указан совершенно другой возраст. Им приходилось снова посещать США, но уже не Мукасеями, а по другим документам. Особое место занимает их работа в Израиле в 1967-1968 годах.
Тогда не было дипломатических отношений с СССР и даже польской резидентуры КГБ, на которую можно было бы опереться в экстраординарных обстоятельствах. Мукасеи были в Венгрии в 1956 году и в то время считали правильным, что СССР силой подавил венгерскую революцию. Но что касается Пражской весны, то они сообщали своему руководству, что СССР сделает большую ошибку, если введет туда войска. В одном из своих донесений Мукасеи писали, что чехи будут помнить об этом много лет и из наших друзей превратятся во врагов. Эти донесения шли против принятого тогда официального течения. Но до сих пор супруги гордятся тем, что хорошо зная местную обстановку, они оказались прозорливее руководства своей страны.
Исключительно сложно и трудно было работать за рубежом. Даже дома они говорили на немецком. Единственной отдушиной было то, что руководство советской разведки устраивало им почти ежегодно от недели до месяца визит на родину. Детали в мемуарах не сообщаются. В один из таких приездов состоялась свадьба их сына Анатолия со Светланой Дружининой. Ей тут же пришлось подписать бумагу о неразглашении тайны и научиться основам конспирации.
В конце 1970 годов супруги вернулись на родину. Стали преподавать в специальной разведывательной школе. Перу Михаила принадлежит ряд книг и наставлений по разведке. Поэтому он стал профессором. Как только была основана Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, Михаила Мукасея избрали одним из первых ее академиков. Но снова более 20 лет имена их нигде не упоминались.
«Если страна нас не знала, значит, мы ее не подвели», – считают Михаил и Елизавета. В августе прошлого года первый канал российского телевидения посвятил специальную передачу Елизавете и Михаилу Мукасеям. В ней подчеркивается, что дети и внуки до сих пор называют отца и деда Майкл, а мать свекровь и бабушку просто Лиза или в шутку «радисткой Кэт». Оба разведчика получили множество наград. Особенно гордится Михаил своим первым орденом Красного Знамени, которым редко награждали разведчиков до Второй мировой войны.
В числе его наград есть и редкий ведомственный орден Андропова. Он почетный сотрудник госбезопасности. В музее внешней разведки супругам посвящен специальный стенд. В 2005 году жюри Национального Олимпа России присудило супругам Мукасеям титул «Человек легенда» и наградило орденом «За честь и доблесть».
Михаил утверждает, что он не чувствует своего возраста. Ощущает, что ему всего 25. Сетует на то, что у него нет никаких планов. Кто возьмет на работу столетнего человека. А дома у них висит плакат со словами из известной песни: «А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела».
***
Эта статья была подготовлена в августе сего года. Как сообщили многие СМИ России, в ночь с 18 на 19 августа на 102-м году ушел из жизни выдающийся разведчик ХХ века Михаил Исаакович Мукасей. Его сын Анатолий вечером 18 августа позвонил отцу и порадовал его тем, что получил очередной приз на кинофестивале в Выборге. Договорились о встрече на следующее утро. Михаил лег спать и больше не проснулся. На его лице так и осталась радостная улыбка.
сентябрь 2009 года
Комментарии
К примеру,Зорге числился и по ведомству Шеленберга и поэтому(при всей моей ненависти к людоеду) у Сталина в данном случае были основания не верить разведчику.
Каждого кто-то вербует, у двойного агента два куратора, у тройного - три. Последний куратор более актуален, но не обязательно.
Точко также "работает"и кремлевский затворник. Без папочек он существовать не может.
Нет, Путин понимает разведку лучше Сталина, он в ней варился.
Всей непосредственной работой занимается его первый заместитель.Так руководил и Фрадков.А вот Примаков руководил лично.
Комментарий удален модератором
===============
!!!!!!!!!!!!!!!!
С таким уровнем контрразведки неудивительно что они не провалились ...
Я лично делаю вывод ,что они пользовались высочайшим доверием руководства. Почему?
Обосновавшись в Швейцарии,они ездили по странам и им передавали информацию все советские резиденты. Только затем она попадала в СССР.