Реальная история боев за воздушную гавань Донецка
На модерации
Отложенный
Судьба, как известно, не лишена иронии
Знаете ли вы, к примеру, что некий «словарь современного украинского языка и сленга «Мислово»» в свое время признал словом 2014 года слово «киборги»?
Это самое слово и по сей день крайне популярно в Незалежной. К примеру, там действует целая организация под названием «Сердца Киборгов» под руководством некоего Анатолия Свирида.
Последний, собственно, представляет собой яркий образчик персонажей, которых мутная волна перемен вынесла на гребень общественной популярности. Прямо скажем, он один из персонажей мифа о «непобедимых киборгах», которых потерявшая всякий стыд украинская военная пропаганда в свое время радостно подняла на щит.
Как известно, «киборги» истребили не одну тысячу российских спецназовцев, десять тысяч конных бурят и пару-тройку сотен танков «Армата». Но что мы увидим, если обратимся к биографии того же Анатолия Свирида?
А увидим мы, что оный украинский военнослужащий как раз-таки и разделил обычную судьбу своих коллег по окопу – бесславный плен и возвращение по обмену 21 февраля 2015 года.
Видите ли, реальность вообще очень сильно отличается от мифов.
Там, где в украинских СМИ десятками горели новейшие российские танки, на самом деле оборону противника буквально прогрызала зубами республиканская пехота.
Вкратце напомним хронологию событий.
Первые бои за этот важнейший плацдарм вблизи столицы Донецкой Народной Республики начались еще весной 2014, когда 26 мая подразделения ополчения попытались установить контроль над воздушной гаванью.
Тогда эта операция закончилась провалами и существенными для армии молодого государства потерями.
На какое-то время бои в районе аэропорта утратили свой накал, однако осень 2014 стала поворотным моментом в истории гражданской войны на Донбассе. Осознавая важность данного объекта, части ополчения неоднократно пытались взять его штурмом, однако оборона противника опиралась на хорошо подготовленные позиции, налаженные линии снабжения и эффективный огонь артиллерии.
Это позволяло частям ВСУ какое-то время сохранять статус-кво.
Впрочем, бесконечно так продолжаться не могло.
Вскоре те самые линии снабжения – кровеносные сосуды любой армии – оказались под угрозой. Фактически взяв аэропорт в огневое кольцо, ополченцы сумели, образно говоря, лишить «киборгов» батареек, а кроме того – наносить им постоянные и очень болезненные потери. Это, в свою очередь, вело к подрыву морального духа как подразделений ВСУ, непосредственно занимавших территорию аэропорта, так и соседних частей украинской армии.
Более того, уже к концу декабря 2014 штурмовые группы пехоты Донецкой Народной Республики нарушили целостность обороны противника, создавая условия для финального штурма. Отдельным – и очень неприятным сюрпризом для артиллеристов ВСУ стало усиление контрбатарейной борьбы, которую вели ополченцы.
Положение украинских войск постоянно ухудшалось.
И вот, наконец, в ночь с 13 на 14 января 2015 года, начался финальный акт противостояния. Широко применяя инженерные боеприпасы, подразделения ополчения сумели прорваться вглубь занимаемых противником позиций в новом терминале и закрепиться там.
Попытки контратаковать, предпринятые командованием ВСУ, положительного результата не дали. Несмотря на отдельные удачные случаи прорыва к новому терминалу групп украинской бронетехники, переломить ситуацию они уже не смогли.
К 21 января новый терминал аэропорта фактически полностью перешел в руки ополчения. Еще четыре дня продолжались бои за последний объект, который ВСУ контролировали на территории воздушной гавани Донецка – бункер РЛС, однако затем противник оставил и его.
При этом командование ВСУ официально признало поражение только 29 января.
В общей сложности, ожесточенные бои, начавшиеся 13 января, стоили украинской армии примерно полусотни единиц бронированной техники и до двух сотен солдат.
Такова была реальная подоплека истории о «киборгах». Насколько это расходится с официальной мифологией украинской пропаганды, думаю, пояснять не надо.
И забывать о реальной истории боев за воздушную гавань Донецка – тоже.
Комментарии