Польша в ожидании Байдена ― поймет? простит?
На модерации
Отложенный
Всё «прогрессивное» человечество, включая папу римского Франциска, дружно осудило захват Капитолия сторонниками Дональда Трампа
Понтифик признался, что был поражен происходящим, поскольку эти люди «выросли в условиях демократии» и, по его мнению, должны были вести себя иначе. Также Франциск раскритиковал участников событий в Вашингтоне и заявил, что те «пошли против общества, против демократии, против общего блага».
Кроме понтифика, негативное отношение высказали генсек НАТО Йенс Столтенберг, председатель Европейского совета Шарль Мишель, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер Великобритании Борис Джонсон. А вот реакция польского руководства оказалась неожиданной — Варшава не включилась в стройный хор осуждающих голосов. 7 января президент Анджей Дуда написал в твиттере, что всё это внутреннее дело США и добавил, что Польша не сомневается в силе американской демократии.
Позднее канцелярия главы Речи Посполитой выпустила специальное заявление, в котором приветствовала решение конгресса, одобрившего результаты декабрьского заседания коллегии выборщиков. Но вместе с тем в документе имелись и такие фразы: «…положительно оцениваем заявление президента Дональда Трампа о мирной и упорядоченной передаче власти» или «…от имени Президента Республики Польша мы выражаем глубочайшие соболезнования родственникам погибших и желаем пострадавшим скорейшего выздоровления». То есть президентская канцелярия не стала клеймить Трампа и его сторонников и даже сделала небольшой реверанс в их адрес.
Очень сдержанны были и другие высокопоставленные чиновники. Так, Кшиштоф Щерский (до 4 января шеф канцелярии Дуды, а ныне начальник вновь создаваемого Бюро международной политики президента Польши) сказал, что не нам, мол, поучать Америку. Интересно повел себя министр иностранных дел Збигнев Рау. Сначала он никак не комментировал вашингтонские события и у себя в твиттере прославлял успехи польского прыгуна с трамплина Камила Стоха. Потом, когда конгресс возобновил работу, Рау написал, что его страна верит в мощь американской демократии. В том же духе выступил и спикер польского правительства Петр Мюллер: «Соединенные Штаты как зрелая демократия справятся с этой ситуацией без проблем», — поделился своей точкой зрения представитель премьерской канцелярии.
Буйствовал только Витольд Ващиковский — сейчас он депутат Европарламента, а в 2015–2018 годах возглавлял внешнеполитическое ведомство Речи Посполитой. Ващиковский фактически поддержал людей, ворвавшихся в здание Капитолия, и заявил, что протесты Black Lives Matter нанесли Соединенным Штатам значительно больше вреда, чем действия избирателей Трампа. А еще экс-министр убежден, что не уходящий президент повинен в расколе американского общества. Витольд Ващиковский оказался на удивление смел, но все-таки он не находится на госслужбе, и это дает ему больше свободы.
И Польша не была бы Польшей, если бы из-за новостей из Вашингтона не перегрызлись власть и оппозиция. Это они делают охотно и по любому поводу. На сей раз статс-секретарь МВД Павел Шефернакер, наблюдая за захватом Капитолия, заявил, что несколько лет назад либеральные политсилы пытались то же самое устроить в Польском сейме. В ответ лидер партии «Гражданская платформа» Борис Будка пожаловался, что власть использует события в США для атаки на оппозицию. Кроме того, Будка отправил Байдену письмо, в котором написал: «Я верю, что с началом работы новой администрации Соединенные Штаты возвратятся к той роли на мировой арене, которую они играли в течение последних десятилетий». Для усиления верноподданнического эффекта оппозиционный политик назвал людей, ворвавшихся в Капитолий, «агрессивным меньшинством».
Вернемся, однако, к польской власти. Ее позицию критиковали просто беспощадно. Бывший премьер-министр Лешек Миллер сказал, что президент Дуда ― наивный человек и плохо разбирается в международной политике. Миллеру вторил экс-глава МИДа Радослав Сикорский. Также Дуду ругали эксперты и совсем уж распалились либеральные журналисты. Томаш Лис, главный редактор еженедельника Newsweek Polska, отметил, что на происходившее в столице США Варшава реагировала в точности как Москва. По польским меркам это страшное обвинение, хотя кое в чем Лис прав: официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подобно Анджею Дуде тоже говорила о внутреннем деле Соединенных Штатов.
Впрочем, здесь сходство заканчивается. Поведение польских официальных лиц свидетельствует о том, что руководство страны нервничает и пребывает в растерянности.
Речи Посполитой было хорошо с Трампом. В 2016-м Дуда поздравил нового президента с победой еще до голосования выборщиков, и все последующие годы Трампу создавали образ величайшего друга Польши. В реальности друг был так себе: например, Дональд не приехал на 80-летие начала Второй мировой войны — его очень ждали, но хозяин Белого дома визиту за океан предпочел партию в гольф. Поляки обиду проглотили и стали любить Трампа еще больше. В частности, пропаганда изображала его первым «со времен великого Рейгана» президентом США, поддерживающим проект «Междуморья». К тому же в годы правления Трампа Польше предоставили безвизовый режим — сдвинуть этот вопрос с мертвой точки не могли ни при Буше-младшем, ни при Обаме.
Неудивительно, что в Варшаве до конца продолжали надеяться на победу Трампа, и когда уже мировые лидеры вовсю чествовали Байдена, Дуда поздравил его лишь с успешно проведенной избирательной кампанией. И только после заседания коллегии выборщиков, состоявшегося 14 декабря, в Вашингтон ушло официальное поздравление. Байден ответил на него десять дней спустя. Стараясь выслужиться перед приходящей администрацией, Польша попробовала затормозить подписание Всеобъемлющего соглашения об инвестициях (CAI) между Китаем и ЕС. Это не удалось, и перед Новым годом переговоры успешно завершились.
Нервозность и метания польской элиты ярко проявились в ситуации с Капитолием. Вместо того чтобы осыпать проклятиями возмутителей спокойствия, пригвоздить их позорному столбу и заработать очки у сильных мира сего, Варшава спрятала голову в песок. Ее ход получился неудачным. В Речи Посполитой это чувствуют, и поэтому заявления о том, что отношениям с США ничего не угрожает, делаются практически ежедневно. Так, 6 января об этом говорил новый шеф президентской канцелярии Павел Шрот. Восьмого числа министр национальной обороны Мариуш Блащак заверил, что смена власти за океаном никак не повлияет на военный союз двух стран. В тот же день замминистра иностранных дел Павел Яблонский высказал мнение, что новое руководство США понимает исходящую от России угрозу и роль Польши на восточном фланге НАТО. Вслед за Яблонским выступил еще один заместитель главы МИДа — Марцин Пшидач. Он тоже полагает, что отношения с Америкой останутся неизменными. 10 января эти слова повторил Кшиштоф Щерский.
Помимо политиков, заклинания о нерушимости альянса Вашингтона и Варшавы произносят провластные эксперты и даже американские дипломаты. Недавно бывший посол США в Речи Посполитой Стивен Малл давал интервью каналу TVN24 и соловьем заливался о том, как Байден любит Польшу. Но тревоги все-таки не развеиваются. Упомянутый выше Кшиштоф Щерский обмолвился, что при Байдене в отношения с Европой может вернуться идеологический аспект. Идеологический аспект — это гендерное равенство, права геев и лесбиянок и обвинения в расизме. А Польша не принимает мигрантов из Азии и Африки, запрещает аборты и однополые браки, к тому же часть муниципалитетов объявила территорию своих населенных пунктов зонами, свободными от ЛГБТ.
За это Речь Посполитую могут наказать, сделав, допустим, ставку на оппозицию, а не на партию «Право и справедливость», находящуюся у власти. Потому-то польское начальство дергается и совершает ошибки. Однако если Вашингтон будет холоден с младшим партнером из Восточной Европы, то у Варшавы есть возможность свалить вину на Москву. И подготовка к этому уже ведется. Спикер министра-координатора специальных служб Станислав Жарынь внимательно следит за тем, что пишет российская пресса о перспективах американо-польских отношений, а затем строчит твиты, заявляя об организованной Кремлем кампании, направленной на подрыв союза США и Польши.
Кстати, Россия ответственна и за расовые проблемы, возникающие в Соединенных Штатах. Жарынь рекомендует своим подписчикам прочесть статью из свежего номера «Обзора внутренней безопасности». Это ведомственное издание одной из польских спецслужб — Агентства внутренней безопасности, занимающегося борьбой со шпионами и террористами. В «Обзоре» есть публикация с длинным заголовком «Конфликты на расовой почве как инструмент разрушения Соединенных Штатов в деятельности российских разведывательных служб».
Автор текста доктор Михал Войновский утверждает, что в 20-х годах прошлого века Коминтерн собирался поднять восстание чернокожего населения США и организовать там Негритянскую Советскую республику. Небольшая дискуссия на сей счет и вправду была, но все осталось только в теории и до практической реализации идеи дело не дошло. Между тем доктор Войновский считает, что СВР, ФСБ и ГРУ сегодня занимаются тем же самым, что и Коминтерн почти сто лет назад. В общем, что бы ни случилось в Соединенных Штатах или в их отношениях с Речью Посполитой, у поляков всегда один виноватый — Россия.
Комментарии