Горячие финские евреи

На модерации Отложенный

103 года назад, 12 января 1918 года в Финляндии был опубликован закон о предоставлении гражданских прав евреям. Это произошло спустя месяц после обретения независимости молодой республики. Закон вступил в силу с момента публикации.


Считается, что первым евреем, поселившимся в Финляндии, был некий Яаков Вайкам. Он обосновался в городе Хамина и сменил фамилию на Вейканен. Это произошло еще при шведской власти, когда евреям было запрещено селиться в Финляндии. По всей видимости, для будущего Вейканена по каким-от причинам было сделано исключение.

В 1809 году Финляндия вошла в состав Российской империи. А четверть века спустя здесь появились демобилизованные еврейские солдаты-кантонисты, призванные в армию по закону от 1827 года. Им было разрешено селиться в Финляндии, наравне с другими отслужившими 25 лет рекрутами. Правда, евреи могли жить лишь в трех городах – Хельсинки, Турку и Выборге, и круг их занятий был ограничен продажей подержанной одежды.

Но уже в 70-х годах в Финляндии началось обсуждение вопроса об эмансипации евреев. В 1872 году сейм одобрил пакет законов, позволяющий создавать еврейские религиозные общины и заключать светские браки между евреями и христианами, а также регламентирующий порядок перехода из христианства в иудаизм. Однако либеральная инициатива парламентариев была заблокирована состоявшимся в Турку Церковным собором. Аналогичная участь постигла в последующие годы и другие предложения сейма, направленные на расширение гражданских прав евреев.


После обретения Финляндией независимости в страну устремился поток эмигрантов с востока, бегущих от большевистской власти. Численность еврейской общины за счет эмигрантов превысила 2000 человек. В 1938 году Финляндия приняла несколько сотен евреев из Австрии и Чехии, оказавшихся под властью нацистской Германии.

Мирная жизнь Финляндии прервалась вскоре после начала Второй мировой войны. 30 ноября 1939 году в страну вторглись советские войска. Финская армия мобилизовала 350 еврейских солдат и офицеров – практически всех представителей общины, достигших призывного возраста.

Около двухсот из них оказались на передовой. В книге «Неизвестная война», вышедшей в Финляндии в 1991 году, рассказывается о подвиге командира роты 64-го пехотного полка лейтенанта Соломона Класса. Под плотным огнем превосходящих сил противника ему удалось взорвать стратегически важный мост, остановив продвижение советских войск на северо-восточном участке фронта. В этой же книге рассказывается о героизме Натана Майзлича и Рафаила Штейнбока, воевавших на Карельском перешейке. За проявленное мужество им были присвоены офицерские звания.

С началом войны между Германией и СССР Финляндия вновь оказалась втянута в боевые действия. Участие финских евреев в этой войне выглядит двусмысленным: ведь им парадоксальным образом пришлось быть союзниками вермахта. В августе 1941 года майор медицинской службы Лео Скурник спас от уничтожения целый немецкий госпиталь, организовав эвакуацию более 600 человек. За этот подвиг финский офицер еврейского происхождения был представлен к «Железному кресту». Однако Скурник через своих командиров сообщил немцам, что, будучи евреем, не может принять награду Третьего рейха.

Кроме Скурника за проявленные в боях мужество и героизм к «Железному кресту» были представлены еще двое еврейских бойцов финской армии: уже упоминавшийся Соломон Класс, дослужившийся к этому времени до капитана, и медсестра Дина Полякофф. Они также отказались принимать немецкие награды. При этом, как вспоминал впоследствии Класс, ему лично выразил благодарность командир дивизии вермахта, сражавшейся бок о бок с финнами. При этом он пожал ему руку и сказал: «Я лично ничего не имею против того, что вы еврей». После чего вскинул руку в нацистском приветствии и вышел из палатки.


6 декабря 1944 года, в День Независимости Финляндии, синагогу в Хельсинки посетил главнокомандующий, маршал Густав Маннергейм. Он счел своим долгом почтить память финских солдат-евреев, павших во Второй мировой войне. Послевоенный период в Финляндии прошел для евреев относительно спокойно. Сегодня местная еврейская община насчитывает около 1500 человек. Это все еще меньше, чем до начала Второй мировой войны.