О Лиле Уриевне Коган-любимой женщине-болезни Маяковского

На модерации Отложенный

 

Много и везде  говорилось о том, как устроен мужчина при рассмотрении его под интересующим некоторых женщин углом. Оказывается, довольно примитивно - то, що "нижче пупа", перенесено практически без изменений из животного мира, а "человеческое" дано в виде инстинкта "нравственного закона", в общем-то тоже в этой части несложного. 
    Наверное, теперь было бы уместно посмотреть под таким углом и на женщину - как у неё там? Но, оказывается, вопреки расхожему мнению, там всё значительно сложнее. Т.е., первый уровень - "нижче пупа", устроен тоже сравнительно просто - допускать в себя генетический материал только "оптимального самца". "Оптимального" - с точки зрения дарвиновской борьбы всего живого за выживание своего вида. Это действительно так, и, если мужской алгоритм этого уровня можно назвать "ключ", то соответствующий женский алгоритм - это "замо́к". 
     Но, уже следующий, более высокий уровень, у женщины устроен сложнее, непонятнее, а, главное - он тонко регулирует очень многие стороны того грандиозного Спектакля, который разыгрывают люди перед лицом своего Создателя.
     Да, созидающее начало в этом Спектакле - у мужчин. Да, женщина существенно уступает мужчине в способности к созидательной деятельности, порождающей прогресс. Но всё так бесконечно мудро побалансировано... И в результате этого баланса, именно за счёт тонкого регулирования, женщина играет ничуть не меньшую роль, а мне иногда кажется, что и основную.
   

     Обычная, нормальная женщина пользуется этим своим свойством-даром, который в природе уравновешивает её с мужчиной, органически, т.е., практически не замечает его и как правило, не злоупотребляет им.  Но иногда появляются женщины, у которых это свойство разрастается, подобно опухоли,  до гипертрофированных размеров, и использование его для достижения своих целей становится основной и всепоглощающей страстью в её жизни.
     Вот о такой женщине мы и поговорим дальше.    

 

 

 

 

  

    Маяковский был современником Есенина, написал "В нашей жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней" и тоже застрелился в тридцать семь лет. Правда, говорят, что его убрало ГПУ,  ну, да кто же теперь точно скажет?.. Во всяком случае Анна Ахматова отреагировала на смерть Маяковского в своём блестящем стиле: "Не надо было дружить с чекистами".
    Если внимательно всмотреться в эту фотографию, то видно без всяких разъяснений, что Маяковский, которого в этой работе я буду называть тоже Поэт, является противоположностью Есенина. И по своему фенотипу, и по менталитету. Короче, вполне серьёзный мужчина (а на самом деле - большой и не очень уравновешанный ребёнок).
    Проигрывавший в Монте-Карло все свои деньги, вздыхая при этом: "Ужасно негостеприимная странишка".
    Рыдающий в парижском кафе: "Теперь я только чиновник". 
   Пишущий стихи: "У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока"
  
 Покупающий в Париже своей музе-повелительнице рейтузы: "Рейтузы розовые 3 пары, рейтузы чёрные 3 пары, чулки дорогие, иначе порвутся".
  
 Рыдающий в московском кафе: "Жизни без тебя нет. Я сижу в кафе и реву".

    Как известно, любовь слепа, а у великих людей и подавно. Сейчас опять возьмём сразу быка за рога и посмотрим, как было с этим у Поэта. 

Лиля Уриевна Брик

   Девушка на этом плакате, рекламирующая книги (хотя могла бы рекламировать и стоматологические услуги) - и есть самая большая любовь Поэта. Во всяком случае в предсмертной записке он её упомянул первой в списке своей семьи. Имя этой любви - Лиля Брик.
   Поэт чуть не женился в Париже на эмигрантке Татьяне Яковлевой, признавал своей дочь американки Элли Джонс, мечтал жениться на замужней актрисе Веронике Полонской, но вновь и вновь возвращался к Лиле.
    Ну, а что Лиля? Вот слова Фаины Раневской, близко знавшей Брик: "Бедный, она не очень-то любила его. Мне хотелось плакать от жалости к Маяковскому и даже физически заболело сердце".

   Маяковский знал, что его влечение к этой женщине есть особый род душевной болезни. За пятнадцать лет подобной хвори Маяковский по меньшей мере одиннадцать раз пытался от нее излечиться. Но Лиля каждый раз писала что-нибудь незамысловатое, типа: "Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься”.
     И Поэту было этого достаточно.
    Начиная с "Облака в штанах”, Маяковский многие свои крупные вещи, большое число стихотворений и все три прижизненные собрания сочинений посвятил Лиле Брик.

     Опереточный еврей в очках это Осип Брик - законный супруг Лили. Кстати, тоже далеко не дурак. Ну, хотя бы из-за такой своей реплики: "Я прекрасно отношусь ко всем людям. Просто я никогда не жду от них ничего хорошоего". 
    Лиля, по единодушному мнению современников, хоть и была невзрачной и сутулой, но, по-видимому обладала той же чёрной женской магией, что и невзрачная ведьмоподобная Йоко Оно, околдовавшая пышущего талантом, здоровьем и энергией Битла. Что-то подобное, кажется, есть и в нашем случае:  

       Пришла - деловито, за рыком, за ростом,
       взглянув, разглядела просто мальчика.
      Взяла, отобрала сердце и просто
      пошла играть - как девочка мячиком

    Очень неплохо сказано, рифмы неожиданные, фирменные. Ну, а женщина, нечувствительная к мистическим эманациям мечты Поэта, Анна Ахматова, так сказала о Брик: «Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза». 
    Честно сказать сам Поэт был тоже непрост. Например, в день знакомства с семейством Бриков он сразу стал проситься переехать к ним жить, мотивируя это тем, что влюбился в Лилю. Не знаю, как там они договорились, но в конце-концов он таки переехал. 
     В моей настольной книге, оказывается, описано множество эпизодов, обыгрывающих то или иное известное историческое событие или факт. Вот, скажем, фраза в телеграмме, которую Бендер послал Корейко: "Графиня изменившимся лицом бежит пруду".  "Графиня" - это Софья Андреевна Толстая, только не та, о которой шла речь на прошлых страницах, а её бабушка. Вот из дневника писателя:
     "Привезенные известия ужасны. Софья Андреевна, прочтя письмо, закричала и побежала в пруд. Саша и Ваня побежали за ней и вытащили ее".  
      А переезд Поэта жить к Брикам могло навеять Ильфу и Петрову вот это:  
    " - Я к вам пришёл навеки поселиться, - сказал Лоханкин громовым ямбом".   
 
     Да и в наши дни Вишневский пишет: "В противном случае я стану с вами жить!"


    

    Сама же Лиля, видимо, хоть и была сутула, но не глупа:
   «Надо внушить мужчине, что он гениальный. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё».
  
   И практична:
    «Володе даже полезно пострадать. Пострадает-пострадает и напишет что-нибудь гениальное».
     Естественный вопрос, который возник у всех, дочитавших до этого места, а как у странной семьи решался вопрос, кому спать с Лилей - Осипу или Поэту? Или как-то ещё иначе? Вот, что рассказала Андрею Вознесенскому (а он, выходит, всем?) сама мадам Брик:
   «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».
   Вообще грубо, даже жестоко писать мне об этом. Но, учитывая исторический статус Поэта - что поделать... Такова участь всех масштабных личностей - представать перед потомками не только во всей своей красе, а иногда и в нижнем белье.   
     Ну, а сексапильную Лилю эта история характеризует на все сто. Ничего больше и не надо.

     Летом 1922 года (Поэту всего 29 лет) дружное семейство поехало на дачу Бриков, где у любвеобильной Лили случился бурный роман с революционером (так написано в хрониках) Александром Краснощёковым (Абрамом Тобинсоном) - членом комиссии по изъятию церковных ценностей.


Это не дедушка Галкина, а Абрам Краснощёков

 


Плутовка Лиля

    Пока ничего удивительного, с каждым может произойти. А вот дальше по нарастающей. Поэт потребовал от Лили разорвать отошения с Абрамом, мотивируя это своей любовью к ней. С небольшой натяжкой, но тоже пока можно понять. На это требование Лиля оскорбилась и выгнала Поэта из дому, назначив штрафной срок - три месяца. Поэт действительно убыл под трёхмесячный домашний арест.
    Знаете, я после этого ещё раз посмотрел на её фотографию. Взгляд-то - ведьмовский у сутулой Лили, да...
     После трёх месяцев была бурная встреча на вокзале. Поэт схватил Лилю на перроне буквально в охапку и потащил в купе. Вы думаете, он там что-то, наконец, сделал? Сделал, да. В большом волнении прочитал ей свою новую поэму под названием "Про это" и заплакал. Про что там, я, честно говоря, так и не понял.
     Ну, а что революционер Абрам? Нехорошо повлияла на него любовь к роковой Лиле. Вместе со своим братом Яковом он расстратил крупную сумму государственных денег, устраивал дикие кутежи, и, как сказано в обвинительном судебном акте "заказывал своей жене норковые и хорьковые шубы". Учитывая, что законная жена Абрама в это время находилась в США, несложно понять, кому доставались эти шубы. Кстати, о национальном составе в первом советском правительстве можно почитать здесь.  

      Потом роли поменялись, Поэт стал известным, при деньгах и даже купил четырёхкомнатную квартиру, куда забрал жить чету Бриков.
     Хотя, в принципе, если отделять ментальную адекватность от эпатажа, необходимого в некоторых профессиях, Поэт, кажется, был вполне адекватным человеком. Так на литературном вечере под названием  "Лицо литературы СССР", на провокационный вопрос:
     "На чьи деньги вы ездите заграницу?" он ответил:
     "На ваши".
     А на пролетарском диспуте он как-то сказал: "Среди русских я себя чувствую русским, среди грузин - грузином".
      Кто-то из зрителей выкрикнул: "А среди дураков?"
      "А среди дураков я впервые" - ответил Поэт.

      Если рядом с Есениным в последние месяцы его жизни была Софья Андреевна и масса друзей-мужчин, то рядом с Маяковским не было никого. Вспоминает Яншин (муж той самой актрисы Норы Поклонской): "Все, кто мог, лягал его копытом. Все лягали. И друзья, все, кто мог. Рядом с ним не было ни одного человека. Вообще ни одного. Так вообще не бывает."

      После его смерти Лиле Брик, которая оставалась всё это время супругой Осипа, начислилась пенсия в размере 300 рублей и отходила половина авторских прав на произведения Владимира Маяковского. Сколько это - триста рублей? Вот тариф образцовой столовой МСПО "Прага", а на самом деле это бывший арбатский ресторан "Прага", куда Воробьянинов повёз Лизу Калачову:  сосиски - по рублю двадцать пять, водка - пять рублей большой графин, солёные огурцы - пятак пара. Если не считать какие-то очень дешёвые солёные огурцы, то, это, примерно, зарплата ведущего инженера закрытого НИИ на закате Советского Союза. Прожила Лиля долго, интересно и ушла из этой жизни тоже добровольно, приняв смертельную дозу снотворного.

    Вот вертится у меня в голове эта фраза бандита Горбатого: "Имеется у нас подозрение, что ты, мил человек, есть стукачок". Ну, должна была быть сутулая Киса чекистским стукачком. Прямых доказательств нет. Но вертелась Киса где-то рядом постоянно. 
    Кстати, опять видим у Ильфа и Петрова: "- Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Ей-богу, полезу сейчас и напишу: "Киса и Ося здесь были".
   
"Киса" - это понятно, ну, и "Ося" тоже.

     Есть такая книга Ваксберга "Лиля Брик. Жизнь и судьба". В ней среди прочего прямо говорится, что при получении нового заграничного паспорта Лиля Брик представила удостоверение ГПУ от 19 июля за № 15073. № 25541 - соответственно у Оси.
    Да, её муж, Осип Брик - агент ЧК. Вот эпиграмма, приписываемая Есенину, который тоже захаживал в салон Брик: 
      Вы думаете, что Ося Брик –
     Исследователь русского языка?
     А на самом деле он шпик
     И следователь ВЧК

     Классная эпиграмма, чувствуется стиль, хотя и не есенинский.
    Поэт Алексей Кручёных рассказывал, что Ося и Киса, зная кого из буржуев вскоре арестуют, приходила и уговаривала сдать им на временное хранение все ценности.
     Ещё люди, посещавшие салон Брик:
  Яков Агранов (Яков Сорендзон) -  следователь ВЧК, возглавлявший отдел, занимающийся надзором за интеллигенцией. Небольшой такой ахтунг - Яков Агранов был начальником Галины Бениславской (помните, "Женщины Есенина")! Впоследствии, как и положено, был расстрелян. Может, в ближайшее время напишу о нём очерк.
    Михаил Сергеевич Горб (я не шучу) - урождённый Моисей Розман – заместитель начальника иностранного отдела ОГПУ.
    После развода с Осипом (отработанный материал) Лиля вышла замуж за красного комкора Примакова. Судя по его фотке - нормальный, симпатичный мужик. Комкора, понятно, тоже расстреляли в тридцать седьмом. Хотели расстрелять за компанию и Лилю, но её фамилию собственноручно вычеркнул Сталин, сказав при этом: "Нэ будэм трогать жэну Маяковского". А потом прибавил: "И её мужа".   
    Когда чекисты поймали Абрама Краснощёкова с его "хорьковыми шубами", то нигде в материалах дела не упоминается фамилия той, кто потом ходил в этих шубах - своих не сдают.
     Ну, и чего это ей, при живом муже Осипе, правительство отвалило пенсию и половину авторских прав на наследие? За какие заслуги?
     Если вы думаете, что сексапильная Лиля заказывала Поэту только рейтузы, то ошибаетесь. Вот такой "Рено" привёз ей Поэт из Парижа. На котором она вскоре сбила девочку.

Гиперсексуальная обольстительница. Сейчас подкрасимся и вперёд!

    Кем же, всё-таки, была Лиля Брик? "Тифозной вошью советской поэзии", как называли её многие современники, или любимой женщиной и музой Поэта?
     Ответ мне представляется совсем несложным. Как часто мы сами себе создаём трудности, разделяя разные понятие логическим опрератором "или". Беллетристика - в чём её великое предназначение - воспитывать или развлекать? Сталин - тиран, у которого руки по локоть в крови или человек, при котором Россия прошла путь от дымящихся имперских развалин до ядерной супердержавы?
     Просто замените "или" на "и" и всё станет на свои места.
   Вы скажете, как ветренная итальянская девка Джульетта Гвиччарди может быть ещё и той единственной, которой человечество обязано рождением "Лунной сонаты" Бетховена?
    Ха, ха... Ещё как может!

    Ну и напоследок. Давайте ещё раз всмотримся в облик этой женщины:

      Не просто всмотримся, а с вопросом - как мог здоровый, молодой, талантливый, наконец, красивый своеобразной мужской красотой, мужик положить свою жизнь к её ногам?
     Вы верите в ведьм? В то, что они могут сообщить женщине в результате ведьмовского ритуала патологическую власть над мужчиной? Ту власть, которую они сами получили из рук своего "хозяина"?  
     Скорее всего нет, не верите. Даже протодиакон Кураев не верит в них. Ну, ему положено, он профессор, хоть и бывший. А я с Пришвиным верю. Михаил Пришвин: "Ведьмы хороши и у Гоголя, но всё-таки нет у него и ни у кого такой отчётливой ведьмы, как Лиля Брик".
 
    В крематории Лиля с интересом наблюдала в глазок печи как сгорает труп, который был когда-то Маяковским.
    

   Знаете, вся эта зависимость от женщины довольно напоминает зависимость от алкоголя, только там чуть проще, а поэтому понятнее. Говорят, что алкоголизм это болезнь. Тогда вот такая патологическая "любовь" - тоже болезнь?
     Нет! Наш Создатель позаботился об этом и сделал так, что мужским особям в определённом возрасте делается прививка в  виде "ослабленной культуры" - первой любви. А потом - всё в руках мужчины. Он может справиться. Так же, как и инквизиция спокойно справлялась с ведьмами.
    А вот теперь самое главное. Насколько этот уловленный в тенета патологической зависимости от алкоголя или бабы-ведьмы мужчина хочет другой жизни - нормальной? Мне приходилось работать рядом с алкоголиком, которому его шеф предлагал оплатить лечение (алкаш был редкого таланта программист). Тот сначала согласился, а потом отказался.
      "Зачем тогда вообще жить?" - сказал он.
    Вот в этом всё и дело.  "Хозяин" позаботился о том, чтобы его рабу, находящемуся в таком состоянии, нормальная жизнь уже казалась пресной, чёрно-белой, неинтересной, пустой и вообще - не стоящей, чтобы за неё держаться.

http://www.webslivki.com/ustal99.html