«Поклонение пастухов» Эль Греко: зачем великий художник рисует свет «неправильно»?
На модерации
Отложенный
Автор картины: Эль Греко — прозвище художника Доменикоса Теотокопулоса, означает «Сын Богородицы». Родился на Крите в XVI веке, в юности изучал иконопись и, как многие греческие художники, переехал в Венецию — в то время Крит как раз находился под властью Венецианской республики. Считается, что Эль Греко работал в мастерской известного художника Тициана, но это только предположение. В пользу этой версии говорит еще и очень похожая работа со светом и цветом, которая прослеживается у этих живописцев.
«Портрет старика», Эль Греко (предположительно автопортрет)
Последние тридцать лет Доменикос Теотокопулос прожил в испанском Толедо. К тому времени он уже был известным художником, ему заказывают росписи и картины. А его работа «Исполио» для ризницы главного кафедрального Толедского собора делает художника чрезвычайно знаменитым по всей стране. Но итог творчества Эль Греко — картина «Поклонение пастухов». Это одна из последних его картин, которую он закончил за год до смерти. Кстати, живописец скончался за работой, когда писал Божию Матерь.
Евангельская история поклонения пастухов Христу
Из всех четырех евангелистов упоминание о пастухах есть только у Луки. Ангел возвещает работавшим неподалеку пастухам о том, что родился Спаситель, которого ждали все иудеи.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем (Лк 2:8–17).
Картина «Поклонение пастухов»
В этой работе Эль Греко есть так называемое «богословие цвета». Художник считал, что цвет в картине гораздо важнее композиции или форм. Для него цвет — характеристика, которой можно передать гораздо больше, чем остальными приемами. Например, на картине «Поклонение пастухов» совершенно «неправильный» свет — он не исходит от привычных источников света, как небесные светила или огонь. Свет на картине Эль Греко исходит от Христа.
Вокруг действующих лиц на картине — мрак. Если пользоваться выражением Дионисия Ареопагита — «Божественный мрак». На картине из этого Божественного мрака рождается Богочеловек — Младенец Иисус Христос, который находится в центре композиции. Свет от Спасителя преображает все окружающее. Это можно заметить по цвету одежды пастухов, который меняется при попадании Божественного Света от Младенца. А самый высокий пастух (справа) даже немного слепнет от него. Кстати, исследователи творчества Эль Греко сходятся во мнении, что художник изобразил сам себя на этой картине. Он — пастух в зеленом.
Интересная и важная деталь: в отличие от всех остальных, Божия Матерь совершенно спокойно смотрит на этот Божественный Свет. И лик Богородицы выполнен тем же цветом, что и Спаситель, — в знак того, что именно она дала Христу свою плоть.
Над героями картины кружат ангелы — они символизируют действия Святого Духа. Кажется, что они пляшут, но это не так — небесные силы находятся в некоем Божественном вихре. Рождение Христа не только радует людей, но при этом преображает и мир ангельский. Ангелы разных размеров изображают собрание всех Небесных Сил при рождении Спасителя. На хартии у ангела написана ангельская песнь: «Слава в вышних Богу на земле мир».
Не сразу, может быть, заметно, но на картине присутствует бык — он тянет морду ко Христу. Причем бык изображен именно испанский, с закрученными рогами. Конечно, именно такого животного не было при рождении Христа — обычно там изображается вол, которого Иосиф Обручник привел с собой из Назарета.
Комментарии