2021-й взрывоопасен — общество на нервах

На модерации Отложенный

Главным политическим событием наступившего года в России станут выборы в Госдуму, куда могут пройти от трех до шести партий, прогнозируют политологи.

        Для власти стратегия обеспечения низкой явки остается единственным способом решения тех проблем, которые перед ней встали.© Фото ИА «Росбалт»

Наступивший год многие россияне ожидали с понятными опасениями — экономическая и эпидемиологическая ситуация в стране ухудшается, а риск потерять даже те доходы, которые есть сейчас, наоборот, увеличивается. Внутри страны нарастает неопределенность, во вне на нее усиливается международное давление. США уже подготовили новый пакет санкций, связанных с отравлением Алексея Навального, а также меры, которые «забьют осиновый кол» в строительство российского газопровода «Северный поток-2», на который так рассчитывает российское руководство и куда уже вложены огромные средства.

В этой непростой внутренней и международной обстановке в 2021 году в России должны состояться выборы в Госдуму. Обозреватель «Росбалта» в связи с этим попросил политологов спрогнозировать основные события наступившего года и их возможные последствия.

Дмитрий Орешкин, политолог:

«В целом 2021-й станет годом попыток и со стороны начальства, и со стороны населения стабилизировать ситуацию в стране на более низком уровне — доходов, доверия к власти, эффективности государственных институтов, экономической активности и международного престижа. 

В 2021 в стране продолжится усиленное завинчивание гаек — не случайно под конец 2020 года Госдума приняла пакет ужесточающих законов.

Что касается предстоящих парламентских выборов, то по состоянию на декабрь 2020 года уровень поддержки партии власти составлял чуть выше 30%. Среди тех, кто собирается пойти и проголосовать, он даже выше, поскольку не ходят на выборы главным образом критически мыслящие люди, ходят же и голосуют в значительной степени зависимые категории граждан.

Плюс к этому у «Единой России» будет минимум 10 миллионов голосов из так называемых «электоральных султанатов» — это те 15-20 регионов России, где результат волеизъявления народа зависит не от настроения людей, а от позиции местных элит. Явка на выборах в этих регионах обычно около 90%, примерно столько же получает там и партия власти. К этому надо прибавить голосование по одномандатным округам, в которых власть также получит значительное число голосов.

Мой прогноз по результатам выборов в Госдуму состоит в том, что у «Единой России» гарантированно будет больше 50% депутатских мандатов. Конституционное же большинство (две трети голосов) — под вопросом.

При этом за оставшееся до парламентских выборов время ситуация в стране скорее ухудшится, чем улучшится. Вряд ли к сентябрю удастся победить коронавирус. Маловероятно, что за этот период отменят международные санкции или что у людей повысятся зарплаты и доходы, а цены перестанут расти.

В связи с этим власть постарается затащить к урнам для голосования «приводной электорат». Ставка будет делаться на снижение явки, особенно в столицах, где фальсифицировать результаты выборов после массовых протестов конца 2011–2012 годов, довольно трудно. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах тактика власти на выборах теперь состоит не в том, чтобы, как тогда, заниматься грубым «ночным фальсификатом» (то есть просто переписывать результаты местных избирательных комиссий), а в попытках заблокировать идею «умного голосования» Навального и в отказе в регистрации потенциально опасным кандидатам.

Однако и эта тактика власти, как мы помним, привела к массовым протестам в Москве в 2019 году. Тем не менее, пока в целом можно сказать, что «белорусский сценарий» в России в 2021 году не просматривается».

Анатомия слухов: давление на систему возрастает

 

Александр Кынев, политолог:

«Главное политическое событие 2021 года в России — выборы в Госдуму. Для власти стратегия обеспечения низкой явки на них остается единственным выходом из тех проблем, которые она сейчас имеет. Также будет иметь место и демонстративный недопуск на выборы ряда кандидатов, которые воспринимаются как заведомая угроза.

Избирательная кампания-2021 будет чем-то напоминать выборы 2019 года в Мосгордуму. Реакция избирателей в ряде регионов также может быть схожей на те выборы, но это будет зависеть от того насколько жесткими будут зачистки и как они будут проведены. Несомненно, будут иметь место локальные конфликты, потому что общество сегодня слишком взбудоражено, слишком «на нервах», общественная среда взрывоопасна и поэтому может быть все, что угодно.

В 2020 году были волнения в Хабаровске и других дальневосточных регионах, Ненецком автономном округе и Башкирии. Что будет в этом году сказать сложно, но что-то произойдет.

Однако несмотря на все недопуски оппозиционных кандидатов, в следующей Госдуме позиции власти будут ослаблены, потому что на выборах она однозначно получит меньше голосов. За счет скандалов на них мы получим «подмоченную» Думу. То есть, с одной стороны, более оппозиционную, а с другой, менее легитимную нижнюю палату, потому что электоральные скандалы в любой стране подрываю легитимность парламента.

То, что подобные вещи будут, так же очевидно — мы видим пакет принятых недавно законов, в том числе, и об «иноагентах». Главными жертвами этих законов станут, конечно же, НКО, занимающиеся наблюдениями во время избирательных кампаний. Но любое давление на наблюдателей ведет к дискредитации выборов.

Госдума в 2021 году обновится. Неизменная с 2007 года четверка думских партий имеет шанс измениться. Количество партий в новой Думе может составить от трех до шести. Тройка партий, которые проходят всегда — «ЕР», КПРФ и ЛДПР. В «полупроходной» зоне в 2021 будут «Справедливая Россия», «Новые люди» и «Партия пенсионеров». У партии Захара Прилепина «За правду» никаких шансов попасть в Госдуму нет. На местных выборах она показала, что совершенно неэлекторальна. Кроме того, она работает в той нише, где подобных организаций (патриотического толка) переизбыток.

Нестабильность в 2021 году станет глобальной. Наверняка будут возникать какие-то новые международные конфликты, просто потому что вся система международной безопасности при президенте США Дональде Трампе в последние годы оказалась очень сильно разбалансирована. Плюс у самого «мирового жандарма» сегодня большие нелады. Во время «пересменки» президентов в США, в ряде регионов мира вспыхнула целая серия локальных вооруженных конфликтов — в Эфиопии, Западной Сахаре, Нагорном Карабахе. Не удивлюсь, если что-то подобное будет и в нынешнем году. Учитывая также, что большинство правительств стран мира занимались откровенным вредительством, велика вероятность, что предстоящие выборы в ряде стран для их правящих кабинетов окажутся неудачными».

Путин запретил ждать перемен

 

Павел Кудюкин, политолог:

«В 2021 году очень многое будет определять ситуация с развитием пандемии. Такое ощущение, что сильно ухудшится международное положение руководства России. Нас очевидно ждет усиление разного рода санкций. Все сильнее будут рикошеты от ситуации в Белоруссии и того, что российское руководство с непродуманным упорством продолжает поддерживать там Александра Лукашенко, из-за чего отношение к России в белорусском обществе будет ухудшаться.

Если не случится чего-то неординарного, центральным событием в России в 2021 году станут парламентские выборы. Однако если не будет никаких сюрпризов, власть приложит все силы, чтобы, как минимум, сохранить позиции «Единой России», для чего придется существенно увеличить объемы фальсификаций. Например, голосование, растянутое на три дня, с большой вероятностью может применяться в 2021 году, сильно увеличивает возможности для подтасовки результатов.

Основная интрига на думских выборах-2021 состоит в том, сохранятся ли в нижней палате четыре провластные партии или место «Справедливой России» займет какой-то ее «сменщик». Не исключен вариант, что СР заставят объединиться с какой-то вновь возникшей организацией, вроде «За правду» (это будет совсем уж национал-социалистический микс). Во всяком случае, подобного рода слухи ходят.

Появление в Госдуме пятой или шестой партий из числа новых — маловероятно. Также невелика возможность каких-либо неожиданностей в одномандатных округах, где возможность манипулировать избирателями еще выше, чем при голосовании по партийным спискам».

Александр Желенин