Пашиняна могут спасти только «Калибры» на Каспии
На модерации
Отложенный
Обстановка в районе сел Хцаберд и Хин Тахер Гадрутского района в Нагорном Карабахе, где на днях было нарушено перемирие, нормализовалась, заявил командующий российскими миротворцами в зоне конфликта генерал-лейтенант Рустам Мурадов.
Ранее Минобороны РФ сообщало, что 11 декабря около 20:40 азербайджанские военные предприняли попытку нападения на армянские позиции. Баку назвал случившееся «антитеррористической операцией». В Ереване заявили, что «в нападении участвовали отряды спецназа Турции».
Погасить конфликт помогло вмешательство российских миротворцев, которые продолжают разворачивать свою миссию в регионе. В сети появилось видео внушительных укреплений на блокпостах наших военных. Разминирован аэропорт Степанакерта. Возвращаются беженцы.
Однако атаки азербайджанских военных, за спиной у которых стоит Анкара, могут повториться. Не зря Ильхам Алиев на параде победы в Баку высказал территориальные претензии к Армении. Рядом с ним в тот момент на трибуне стоял президент Реджеп Тайип Эрдоган.
«Зангезур, Гёйча и Ереванский уезды — это наши исторические земли, — заявил президент Азербайджана. — Наш народ жил там веками, но руководство Армении тогда изгнало сотни тысяч азербайджанцев со своих земель. Затем то же самое повторилось на территории Нагорного Карабаха».
Похоже, объявленная Баку «реконкиста» уже началась. По информации WarGonzo, турецкая военная техника была замечена в составе азербайджанской военной колонны в Кельбаджарском районе. Кроме того, есть информация, что в небе над Республикой Арцах вновь работают турецкие беспилотники «Байтакар».
Происходящее на руку геополитическим соперникам Москвы. «Решительно настроенная Турция демонстрирует силу и вторгается в сферу влияния России», — констатирует американский WSJ, отмечая, что РФ была вынуждена уступить и обеспечить наземный коридор из Турции до Баку.
Военный эксперт Борис Рожин предвидит повторение инцидентов.
— Ситуация с селами понятна. На 10 ноября, когда подписывалось Московское соглашение, они не находились под азербайджанским контролем. Пока азербайджанские военные наступали на Шушу и Степанакерт, у них в тылу остались эти села, контролируемые ополченцами Нагорного Карабаха. Они оказались анклавами, отрезанными от его территории. Получилось, что де-юре они армянские.
Естественно, Азербайджан пытается явочным порядком их прибрать к рукам. Эта ситуация добавляется к другим аналогичным спорам вроде спора по Сотскому золотому руднику или по демаркации границы. Такого рода трения сейчас будут идти постоянно. Баку захочет подмять под себя все небольшие анклавы, пользуясь полным разбродом и шатаниями у армян.
Российские миротворцы снимают напряжение, но полностью избежать его пока не могут. До тех пор пока идет демаркация границы им придется участвовать в такого рода инцидентах, купировать их и гасить эскалацию. Помимо этих частных моментов существуют силы, заинтересованные в том, чтобы ситуация в Закавказье не стабилизировалась и конфликт развивался. Это подрывает влияние России в регионе.
По мнению политолога, эксперта по Южному Кавказу Андрея Арешева, России придется сдерживать Турцию в Закавказье ради собственной безопасности.
— Инциденты возможны прежде всего в «серых зонах», которые образовались по периметру новых границ Нагорного Карабаха, остающегося под защитой миротворцев, и территорий, прежде всего на юге, захваченных Азербайджаном. Тот же Гадрутский район, захвачен почти целиком. Не зря мы видели за последние несколько суток тревожные события вокруг сел, контролируемых армянами. Это говорит о намерениях Азербайджана и Турции идти дальше и вытеснять армянское население из Карабаха, что соответствует их долгосрочным целям, но противоречит совместному заявлению лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября.
«СП»: — Складывается впечатление, что турки будут наседать. Не зря же Алиев на параде в Баку заявил про Ереванский уезд…
— То, что турки будут наседать в ситуации вокруг Нагорного Карабаха — это естественно.
Они наседают во всех регионах мира, где они видят свои национальные интересы и куда способны дотянуться. Мы видим это в Сирии, Ливии, в Карабахе, а скоро может быть увидим в Крыму и на Донбассе. Российско-турецкое взаимодействие имеет чрезвычайно сложный характер и обусловлено в том числе амбициями Турции закрепиться на сопредельных территориях. Думаю, Москве придется вести переговоры с Анкарой постоянно.
«СП»: — Не увязнет ли Россия в Закавказье, стабилизируя его относительно малочисленным воинским контингентом? Похоже на временное решение проблемы…
— А в Сирии разве это не так? Напомню, Россия вошла своим военным контингентом на территорию, которую наследники османов считают своим задним двором и которая пять веков входила в состав Османской империи. И тем не менее мы видим, что цель достигается. Борьба с терроризмом на дальних подступах может вызывать у кого-то скепсис, но наша миротворческая операция продолжается и привела к укреплению позиций РФ на Ближнем Востоке.
Причем, Сирия — удаленный театр боевых действий, расположенный через три границы от нас. А Нагорный Карабах и Южный Кавказ в целом два столетия находились в составе Российской Империи, и у нас есть связи и с Арменией, и с Азербайджаном. Кроме того, известно о террористах, которых Турция перебрасывала в регион конфликта. А это угроза, в том числе и для России. Поэтому военное присутствие на Кавказе имеет стратегическое значение. Турцию нужно и можно сдерживать.
В свою очередь военкор Ростислав Журавлев, вернувшийся из Нагорного Карабаха и Еревана, отмечает, что власти Армении устранились от решения карабахской проблемы, переложив ответственность на Россию.
— Складывается впечатление, что армяне полностью утратили контроль над ситуацией.
«СП»: Из чего это следует?
— Та новая граница, которая образовалась после передачи районов азербайджанской стороне, контролируется армянскими добровольцами. Это по сути стихийные, иррегулярные формирования. Они находятся там по их собственной инициативе, выполняют роль форпоста и пытаются отстоять уже даже не границу Арцаха, а границу Армении. Они спрашивают: где регулярные части, где пограничники? А их нет.
Где верховный главнокомандующий Пашинян? По сути, официальный Ереван перекладывает всю ответственность на плечи российских миротворцев. Мол, пусть россияне решают стоящие перед ними задачи. Но у наших миротворцев задача одна — прекращение огня, кровопролития. А нам предлагают помочь решить проблемы Армении на границе, с их селами. Ну, тогда пусть и суверенитет свой Москве отдают.
«СП»: — Высшая власть Армении беспомощна, а замены ей нет? В Ереване же проходили митинги оппозиции за отставку Пашиняна…
— Митинги идут, но заменить Пашиняна пока не получается. Вообще, там серьезнейший политический кризис. Более того, серьезнейший кризис армянской государственности как таковой. Речь уже не только о Нагорном Карабахе идет.
«СП»: — Если это продлится во времени, вся тяжесть падет на российских военных. Говорят, в регионе действует турецкий спецназ. Есть этому какие-то подтверждения?
— Какие могут быть подтверждения? Переодень турка в азербайджанскую форму, кто-нибудь отличит?
Преимущество российских миротворцев в том, что по ним не рискнут стрелять. Во всяком случае, пока. Но для того, чтобы удерживать ситуацию Москве придется наращивать там военный контингент. На данный момент в соответствие с соглашением наших военных там 1960 человек. Для ведения полномасштабных боевых действий этого недостаточно. Но в случае открытой агрессии нашим миротворцам есть чем защититься, чем ответить. И РЭБ есть, и Каспий недалеко — а там «Калибры».
Комментарии