Набиуллина просчиталась с ключевой ставкой. Она стала отрицательной

Центробанк не смог удержать рост цен в России на прогнозируемом уровне – 4%. Уже в ноябре, по данным Росстата, цены взлетели на 4,4% с начала года, а в начале следующего могут увеличиться в общей сложности на 5-5,5%. Сам ЦБ заявляет своей главной целью – таргетирование инфляции, то есть регулирование роста цен. От уровня инфляции зависит ключевая ставка – она должна быть всегда чуть выше роста цен. Но из-за того, что ЦБ не удержал инфляцию в рамках прогноза, ключевая ставка впервые с 2016 года стала отрицательной – опустилась ниже инфляции. Это еще одно доказательство того, что она играет незначительную роль в российской экономике и мало на что влияет.

Набиуллина пришла к отрицательной ставке

Финансовые власти России отличаются своим академизмом – когда-то они изучали образцы денежно-кредитной политики развитых стран и, придя на высокие должности, пытаются применять стандарты «первого мира» к российской экономике – развивающейся, преимущественно сырьевой и страдающей от недофинансирования.

Из этой попытки представить Россию развитой Европой выходят интересные перлы. Один из них – реальная стоимость кредитов. В ЦБ стараются подавать ключевую ставку как окончательную стоимость денег в экономике. Но в действительности из-за правил МВФ (Базель-III), которые Россия приняла ради устойчивости банковского сектора, коммерческие кредиты складываются из трех составляющих: ключевой ставки (4,25%) + отчислений в резервы банка (8%) и прибыли банка (5%). Итого получается средняя ставка кредита в 17,2%. Для российской экономики, которая не растет в лучшие годы даже на 2% ВВП, она запретительная – ни один бизнес, кроме спекулятивного, не даст такую прибыль. 

Вторая ложная установка, навязываемая ЦБ, заключается в том, что уровень ключевой ставки, будучи всегда больше реальной инфляции, номинально удерживает рост цен на определенной цели. По данным Росстата, в ноябре инфляция в России достигал 4,4%, а в начале 2021 года, по словам аналитиков, составит 5-5,5%. Ключевая ставка, между тем, 4,25%. Таким образом, ставка не оказала сдерживающего влияния на инфляцию и не помогла экономике «дешевыми» кредитами. По сути, она стала отрицательной и превратилась в неработающий рычаг, переключение которого ничего не дает в реальной экономике.

Однако в ЦБ продолжают говорить о «пространстве для снижения ключевой ставки» и некоторые аналитики не исключают, что ставка снизится до 4% в декабре этого года. Что это изменит, давно известно – ничего. До этого ставка ЦБ давила на процентные ставки по вкладам россиян в банках, но они давно уже находятся на уровне 3-3,5% годовых. Так что даже по вкладам ЦБ вряд ли ударит сильнее, чем ударил до этого.

Ситуация предстанет еще более оторванной от реальности, если мы заменим данные Росстата на независимые исследования. Согласно данным «Ромира», реальная инфляция в 2020 году уже составила 14%, что в 3,5 раза выше ключевой ставки ЦБ. Потерял ли ЦБ контроль над макроэкономическими показателями – неверный вопрос, поскольку ЦБ контролирует те макропоказатели, которые фиксируют власти, а не независимые исследователи. 

Но ЦБ продолжит и дальше ориентироваться на «виртуальную» корзину Росстата при подсчете инфляции и, вероятно, снизит ставку до 4%, обыграв это как драматичную заботу об экономике в условиях пандемии. Правда, необходимо это будет только для одного – пополнения бюджета, которому в 2021 году понадобится занять 2,7 трлн руб. и помощи тонущим госкорпорациям. Банки смогут брать «дешевые» кредиты у ЦБ и за хорошую комиссию передавать их Минфину, а госкорпорации подлатают свои собственные бюджеты кредитами по низким ставкам. 

Редакция "Капитала Страны"